Разбираемся с типовыми неисправностями аккумуляторного шуруповерта

Те из нас, кто использует такой инструмент, как аккумуляторный шуруповерт, должны помнить о том, что в определенный момент батарея, которая обеспечивает его работу, может прийти в негодность. Причем в данном случае речь идет не о разрядке, а о потере ею своих качественных характеристик, в результате чего придётся думать о замене, а это потребует от владельца больших затрат.

Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками: какие батареи подлежат ремонту

Для обеспечения электрической энергией в современных шуруповертах используется несколько типов аккумуляторных батарей – это никель-кадмиевые батареи (Ni–Cd), никель-металлгидридные (Ni-MH) и литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion). Разница между ними существенная.

Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками: какие батареи подлежат ремонту
Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками: какие батареи подлежат ремонту

В принципе, если говорить о восстановлении аккумулятора шуруповерта методом замены его элементов питания, то реставрировать таким образом можно практически любой аккумулятор. На сегодняшний день в интернете можно приобрести за небольшие деньги любые как литий-ионные, так и никель-кадмиевые батарейки. Единственное, что их установку придется выполнять самостоятельно – потребуется разобрать аккумулятор на части, заменить его начинку и собрать все назад, как и было. Чем мы и займемся дальше, но для начала рассмотрим вариант восстановления никель-кадмиевых электрических емкостей.

Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками: какие батареи подлежат ремонту
Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками: какие батареи подлежат ремонту

Типовые неисправности аккумуляторных шуруповертов

1. Появление биения патрона. Если вы столкнулись с такой неисправностью, значит, у вас по какой-либо причине согнулся шпиндель редуктора или пришел в негодность его подшипник. В качестве подшипника в разных моделях шуруповертов может использоваться устройство шарикового типа или же втулка из бронзы. В любом из приведенных случаев придется менять весь редуктор шуруповерта.  

2. Свист или скрип при работе электродвигателя. В этом случае двигатель шуруповерта работает, но при этом издает нехарактерные звуки. Причиной данной неисправности может быть отделение одного из магнитов двигателя от корпуса и прилипание его к телу ротора. Также проявление постороннего звука может вызывать засорение подшипника ротора. Если конструкция шуруповерта позволяет разбирать двигатель, то отпавший магнит можно вернуть на место (если он не был поврежден) и закрепить подходящим клеем. Проблему со свистящим подшипником скольжения можно решить смазыванием его с обеих сторон жидкой смазкой-спреем, например WD-40. Не помешает также тщательно смазать сам вал ротора. Следует заметить, что быстрое засорение подшипников и появление после этого свистящих звуков при вращении сигнализирует о том, что они уже серьезно износились. Правильным будет не ждать появления более серьезной поломки, а заменить весь электродвигатель в сборе.

3. Шуруповерт продолжает вращаться после отпускания кнопки пуск. В исправном шуруповерте после отпускания пусковой кнопки должно срабатывать устройство торможения, останавливающее вращение редуктора. Причиной проблемы является вышедший из строя тиристор схемы управления. Можно, конечно, подобрать подходящий по параметрам полупроводниковый прибор, но разумнее будет заменить весь блок включения.

4. Не работает кнопка переключения направления вращения (реверс). Практически все модели шуруповертов используют для изменения направления вращения патрона микропереключатель, который смонтирован в блоке включения устройства. Выход переключателя из строя потребует замены всего блока включения шуруповерта.

5. Проскальзывание муфты-регулятора редуктора. Скорость вращательного движения патрона шуруповерта регулируется с помощью специальной муфты, которую можно представить в виде зубчатой шайбы. Со временем зубцы муфты изнашиваются, и она начинает работать с проскальзыванием. Внешне это выглядит так, что шуруповерт не может закручивать элементы крепления с необходимым усилием.

6. Шуруповерт не включается. Причин может быть несколько:

  • Выход из строя блока включения. Проблема лечится заменой блока исправным.
  • Обрыв контактных проводов. Заменить вышедшие из строя провода и пропаять оборванные контакты.
  • Сгорание электродвигателя. Сгоревший мотор заменяется новым агрегатом. 
  • Критический износ графитовых щеток. Угольные щетки являются расходным элементом (в моделях с разборным двигателем), запасной комплект которых должен поставляться вместе с шуруповертом.
  • Разряд или выход из строя аккумуляторной батареи. Аккумулятор следует зарядить или заменить новым.

7. Замена вышедшего из строя патрона. Внутри патрона имеется фиксирующий винт с левосторонней резьбой. Перед выкручиванием винта рекомендуется брызнуть на его резьбу жидкой смазкой-спреем и слегка постучать отверткой по его головке. После удаления винта зажмите в патроне шестигранный Г-образный ключ, закрепите корпус шуруповерта и, вращая ключ против часовой стрелки, открутите патрон с оси. Прежде чем начать выкручивание патрона, следует установить шуруповерт в режим сверления на первой скорости.

Порядок сборки шуруповерта

Сначала нужно укомплектовать каждую ступень планетарного редуктора, начиная с той его половины, которая объединена с двигателем. Для первых двух (ближних к двигателю) уровней задача состоит в том, чтобы одеть сателлиты на предназначенные для них оси, а потом утопить водило в стакан таким образом, чтобы сателлиты зашли в пространство между его зубьями и зубьями взаимодействующей с ними солнечной шестерни. Так как для сателлитов не предусмотрена жесткая фиксация, то они могут выпадать, когда вы будете переворачивать водило, поэтому для их удерживания в нужном положении штифты можно покрыть слоем солидола. Другой трудностью могут быть безуспешные попытки найти такое положение шестеренок, которое позволило бы их разместить в нужном положении внутри кольцевой шестерни. Не стоит сильно переживать из-за этого. Пытаясь углубить водило в стакан, не нужно прилагать чрезмерных усилий. Просто немного поворачивайте водило из стороны в сторону, надавливая на него, и шестерни сами найдут подходящее положение. После окончания сборки первой половинки редуктора прилепите сверху с помощью солидола разграничительную шайбу и после этого можно заняться второй половинкой. Как уже говорилось выше, следует проследить, чтобы находящиеся под стаканом шарики и пружинки, а также сателлиты третей (подвергшейся ремонту) ступени были на своем месте.

Читайте также:  15 лучших садовых измельчителей – рейтинг моделей 2020

После этого можно аккуратно соединить половинки редуктора, держа их в горизонтальном положении, не позволяя вывалиться содержимому, и немного поворачивая ими из стороны в сторону, постараться вставить солнечную шестерню между сателлитами.

Когда это получится осуществить, можно приступать к вкручиванию четырех стягивающих винтов.

Соединяя половинки редуктора, важно не забыть расположить их так, чтобы отверстия, предназначенные для ограничительных шпилек, придерживающих рычаг переключения скорости, находились друг напротив друга, что позволит их туда вставить

Окончив сборку редуктора, можно приступать к установке всех блоков и переключателей шуруповерта в одну из половинок корпуса, придав им первоначальное положение.

При этом нужно не забывать, что сборка шуруповерта так же, как и его демонтаж, требуют аккуратности в обращении с хрупкими пластмассовыми деталями.

В конце остается только установить на свое место вторую половинку корпуса,

вкрутить 9 крепежных элементов в предназначенные для них отверстия

и шуруповерт готов к дальнейшему использованию.

( Пока оценок нет )

Как восстановить емкость аккумулятора шуруповерта: перепрошивка никель-кадмиевых батарей

Использовать этот метод имеет смысл лишь тогда, когда еще с источником питания не произошло самого неприятного — его пересыхания. Если же присутствуют все признаки этого явления, то его остается лишь выбросить. Понять, в каком состоянии находится электролитание подобных батареек, можно проведя с ними такой эксперимент: если после зарядки они также не подадут признаков жизни, то можно сделать вывод о том, что элементы сухие.

Если же вам удалось восстановить работоспособность аккумулятора, то это будет для вас большой удачей. Если говорить более подробно о технологии решения этого вопроса, то восстановление аккумулятора шуруповерта заключается в воздействии на его элементы при помощи тока и напряжения значительного номинала.

  • Сперва необходимо разобрать аккумулятор и подвергнуть зарядке каждый из составных элементов.
  • После этого нужно подключить к элементам питания зарядное устройство, обладающее значительной мощности. Для этой цели можно использовать и автомобильный зарядник при условии, что у него имеются регуляторы напряжения и силы тока.
  • Далее выполняется его настройка. Следует иметь в виду, что у всех элементов батареи шуруповерта заряд напряжения имеет показатель 1,2 В и небольшой номинал силы тока. Для нас важно, чтобы на каждый отдельно взятый элемент питания поступало напряжение с показателем, превышающим изначальный в 3 раза.
  • После этого уже можно приступать к зарядке, однако ее длительность должна быть небольшой, как правило, не превышающей 3–5 секунд.
  • По окончании этой процедуры необходимо замерить произошедшие изменения при помощи мультиметра. Если прибор показал, что итоговый показатель напряжения на каждом элементе составляет на текущий момент 1,4 В или около этого, то можно радоваться, поскольку мы добились своего. После этого можно выполнять сборку в обратной последовательности, а затем этот элемент питания может применяться по своему назначению.

Иногда после многократной зарядки, проводимой в отношении определенных элементов, желаемого результата не удается добиться. В этом случае их останется только выбросить. Пришедшие в негодность элементы мы должны будем заменить рабочими элементами питания. Хочется еще раз повториться, что описанный способ эффективен в борьбе с эффектом памяти, которыми обладают никель-кадмиевые батареи. Если аккумулятор исчерпал свой ресурс, то этот способ будет неэффективен.

Советы

Если вы решите сами отремонтировать вышедший из строя аккумулятор, обязательно обратите внимание на следующие моменты!

Батареи соединяются последовательно, то есть минус батареи к плюсу следующего и т. д.

На батареях полярность иногда не указывают в таких случаях желательно узнать его мультиметром (как правило, выпуклый и меньшего диаметра конец плюс).

Если прибора нет, то надо посмотреть, как соединены между собой другие банки и, припаять в той же последовательности.

Ni-Cad, Ni-MH и тому подобные батареи очень чувствительны к высокой температуре, поэтому контакт паяльника с аккумулятором надо свести к минимуму! Сам паяльник в этом случае лучше брать мощнее (60 Ватт и выше), чтобы при кратковременном касании успеть полудить и спаять место пайки, но, не успев при этом разогреть само тело батареи.

Дома для лужения и пайки лучше использовать флюс или канифоль.

Особенности конструкции

Перед изучением неисправностей нужно узнать об устройстве этого оборудования, то есть о схеме шуруповерта.

Начать следует с кнопки активизации. Она исполняет сразу пару функций: запуск электропривода и регулирование скорости оборотов. При надавливании на кнопку происходит замыкание электроцепи. Устройство же, регулирующее обороты, находится на плане. Интенсивность работы определяется силой нажатия на указанную выше кнопку. От расположения ШИМ генератора зависит уровень создаваемого импульса. Если говорить простыми словами, то принцип получается следующим: чем сильнее мастер нажимает на данную кнопку, тем сильнее импульс и напряжение.

Переключение на реверс производится посредством изменения полярности клемм с помощью перекидных контактов, перебрасываемых посредством рукояти реверса.

Электрический двигатель. В таких устройствах, как правило, используются однофазные двигатели коллекторного типа. Они отличаются высоким уровнем надежности, простотой обслуживания и изготовления. В состав конструкции этого привода входит корпус с магнитами, щетки и якорь.

Редуктор. Предназначение данного элемента основывается на преобразовании оборотов двигателя в обороты патронного вала. Есть две разновидности редукторов, которые применяются для производства шуруповертов: классическая и планетарная. Первый вариант применяется в очень редких случаях, потому следует поговорить о планетарных изделиях. Итак, редуктор планетарного типа включает в себя следующие детали:

  • солнечная шестеренка;
  • кольцевая шестеренка;
  • водило и сателлиты.

Вал якоря приводит в движение солнечную шестеренку, зубчики которой заставляют двигаться сателлиты, а они, в свою очередь, передают усилие на водило.

Регулятор усилия позволяет производить регулировку усилия, подаваемого на шуруп. Большинство современных шуруповертов обладают 16 регулировочными режимами. То есть они позволяют работать даже с крайне хрупкими материалами.

Патрон закрепляется на редукторном валу и обладает тремя кулачками, которые фиксируют элемент внутри него.

Ремонт шуруповерта: как отремонтировать АКБ, трещетки, кнопку, патрон своими руками, двигатель, в чем причина, если не работает

Шуруповерты стали очень распространенным инструментом после массовой замены гвоздей на шурупы и саморезы, которые имеют несомненные преимущества.

На производстве шуруповерты применяются уже давно, а теперь выпускаются и для бытового использования. Как инструмент, шуруповерт имеет свои особенности.

Если их не принимать во внимание при работе с ним, то срок службы будет значительно сокращаться.

Возможности и принцип действия

Шуруповерт можно рассматривать как усовершенствованную электродрель.

От классической дрели его отличают три особенности:

  • ограничитель крутящего момента;
  • реверс;
  • батарейное питание.

Первые две являются основными, бывают и сетевые шуруповерты. Главное назначение инструмента: быстрое заворачивание винтов. Для любого винта: с метрической резьбой или шурупа, или самореза, определена такая характеристика, как момент затяжки. Обычно он измеряется в Ньютонах на метр и практически это можно представить как гаечный ключ длиной 10 см, с усилием затяжки около 1 кг.

Обычно усилие шуруповертов ограничено величиной 2-2.5 Н*м. Этого достаточно для надежной затяжки большинства винтов, которые встречаются в повседневной практике в разных сферах: промышленность, строительство, ремонт техники, домашнее хозяйство. Ограничитель крутящего момента (трещотка) предохраняет заворачиваемые винты от поломок.

Шуруповерты решают и обратную задачу: вывертывание винтов и саморезов, благодаря реверсу. Наконец, батарейное питание с возможностью быстрой замены батарей увеличивает удобство и значительно повышает производительность труда. При работе от батарей персоналу нет необходимости переносить кабели и передвигаться с постоянной оглядкой на их расположение и длину.

Частые неисправности

Редуктор шуруповерта

Слабым местом шуруповерта является редуктор.

Чтобы обеспечить максимальную компактность инструмента, конструкция содержит двухступенчатый планетарный редуктор, в котором вал двигателя и рабочего органа (патрона) оказываются соосными.

Чаще всего сворачиваются малые шестерни (сателлиты) в первой ступени редуктора. На них приходится не самое большое усилие в механизме, и поэтому производители часто делают их из прочных пластиков в дешевом бытовом инструменте. Нередко изнашивается муфта ограничителя, когда злоупотребляют работой трещотки. Износ подшипника вала редуктора приводит к радиальному биению.

Электрические неисправности чаще всего возникают при износе щеток, особенно у строителей, которые не берегут шуруповерт от попадания каменной пыли внутрь. Она очень быстро стирает щетки и портит коллектор мотора. В самом моторе возможны замыкания между витками, которые резко снижают эффективность двигателя и быстро выводят его из строя.

Кнопка-регулятор скорости и переключатель реверса также боятся пыли и грубого воздействия: ударов, сильного нажатия и т.д. В результате быстро выходят из строя.

Батареи часто “подводят” пользователей инструмента, вернее будет сказать, что пользователи сами нарушают их эксплуатационный режим.

Читайте также:  Пилки для электролобзика: выбираем полотно под определенные задачи

Особенно коварной оказывается диаметральная разница между литий-ионными и никель-кадмиевыми батареями: первые нужно как можно чаще подзаряжать, а вторые, наоборот, разряжать полностью перед очередной зарядкой.

Не вникающие в эти тонкости потребители, небрежно изучающие инструкции, учатся на своих ошибках. Рассмотрим подробнее, почему не работает шуруповерт, и как устранить эту причину.

Как разобрать инструмент?

Прежде всего, следует извлечь батарею из отсека, чтобы она случайно не выпала и не разбилась. Патрон освободить от зажатой биты или сверла. Затем нужно “располовинить” корпус. Для этого берется подходящая отвертка. Скорее всего шлицы в винтах крепления корпуса будут крестовыми. Иногда отверстия под винты бывают закрыты декоративными пробками, их нужно извлечь.

Инструмент, который может понадобится (упорядочен по мере убывания надобности):

  • отвертка с крестовым шлицем;
  • пассатижи;
  • съемник для стопорных шайб;
  • утконосы (для вытаскивания шплинтов и штифтов);
  • ключ торцовый 19 … 22 (для отворачивания патрона);
  • небольшой молоток;
  • тиски.

Винты расположены по периметру всего корпуса, всего их насчитывается около 10 или 15. Длина, как правило, одинаковая, но попадаются и длинные. Винты от корпуса отложите отдельно, чтобы не путать с другими, которые еще, возможно, будут выкручены. После выкручивания винтов верхняя (со стороны винтов) часть корпуса аккуратно отделяется.

Особенности ремонта

При выполнении ремонта следует учитывать такие особенности:

  • любой разбор инструмента ведёт к потере гарантии, поэтому при её наличии рекомендуется обратиться в сервисный центр;
  • при разборе нужно запоминать последовательность демонтажа, чтобы все детали собрать правильно;
  • запчасти нужно искать на сайте производителя шуруповёрта, чтобы приобрести оригинальные, которые полностью соответствуют классу инструмента и обладают повышенной износостойкостью;
  • при любой разборке нужно отсоединять аккумулятор и полностью обесточивать инструмент.

Советуем к прочтению другие наши статьи

  • Основные функции и преимущества применения современного геотекстиля
  • Отличия свайных фундаментов
  • Профессиональное бурение скважин – выгодное решение для частного дома
  • Приобретение качественных колесиков для рохли

Как разобрать шуруповерт для ремонта

Для того чтобы разобрать устройство, проделайте следующие шаги:

  • отсоедините аккумуляторный блок от корпуса аппарата;
  • открутите весь крепеж, удерживающий 2 половинки устройства вместе;
Как разобрать шуруповерт для ремонта

  • снимите верхнюю часть корпуса;
  • выньте все содержимое из корпуса аппарата;

Как разобрать шуруповерт для ремонта
  • аккуратно отсоедините кнопку пуска от корпуса, не повредив провода, связывающие ее с двигателем;
  • извлеките переключатель скоростей;
  • разъедините двигатель, редуктор, муфту и патрон, открутив 4 винта;

Чтобы открутить патрон, потребуется выкрутить винт, который можно увидеть внутри механизма при разжатых кулачках. Откручивать винт следует по часовой стрелке, поскольку на нем левая резьба. После этого, патрон необходимо открутить от вала редуктора, поворачивая его влево (правая резьба).

Как разобрать шуруповерт для ремонта

Типы аккумуляторных батарей

По конструктивным особенностям различают батареи в виде слайдеров и обоймы.

Аккумулятор шуруповёрта в виде слайдера

Но это несущественные отличия по сравнению с типами батарей. И слайдер, и обойма используется в разных типах батарей.

Аккумулятор шуруповёрта в виде обоймы

Существуют три типа аккумуляторов для шуруповёрта:

Никель — кадмиевые (Ni-Cd).Никель — металлогидридные (Ni-Mh).Литий — ионные (Li-Ion).

Литий — полимерные батареи (Li-Pol) не производятся для шуруповёртов. Основные области их применения: смартфоны, сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки, радиоуправляемые приборы, электромобили.

Никель — кадмиевые батареи самые дешёвые, быстро заряжаются, имеют более тысячи зарядных циклов. Аккумуляторы устойчивы к эксплуатации при низких температурах. Но они обладают эффектом памяти. То есть заряжать их можно только после полной разрядки, иначе ёмкость будет падать. У них высокий ток саморазряда. Они изготовлены из токсичных материалов и их сложно утилизировать. Эти батареи пользуются самым большим спросом.

Никель — металлогидридные батареи дороже, не токсичны, имеют низкий эффект памяти. Ток саморазряда больше никель — кадмиевых. Ёмкость выше, цикл заряда более пятисот. Эти аккумуляторы хуже переносят высокую скорость разряда. Они меньше подходят для максимального использования мощности инструмента. Их нужно постоянно подзаряжать.

Литий — ионные батареи дороже, мощнее, быстро заряжаются. У них отсутствует эффект памяти. Низкий ток саморазряда. Напряжение элементов аккумулятора больше, поэтому их число меньше. Следовательно габариты и вес таких батарей меньше, чему у никелевых. Но их нельзя разряжать полностью, иначе через несколько таких циклов придётся покупать новый. Чтобы повысить качество литий — ионных батарей, производители устанавливают в корпус батареи или шуруповёрта микросхему, контролирующую работу аккумулятора. Образуется многоуровневая многоступенчатая защита:

От высокой полного разряда. Эти аккумуляторы боятся полного разряда и не могут восстановиться, если разряд будет ниже допустимой короткого перезаряда, так как может произойти токов перегрузки.

Контролирующая плата, установленная в корпус батареи, более эффективна. Когда аккумулятор лежит отдельно от шуруповёрта и не используется, микросхема контролирует его состояние и в случае каких-то проблем размыкает цепь. Аккумулятор полностью защищён.

Обзор литиево-ионного аккумулятора с микросхемой