10 способов помочь ребенку справиться со стрессом

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Так обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Но, для того, чтобы ответить на вопрос, является ли обязанностью родителя выполнение совместно с ребенком домашнего задания, необходимо понять следующее.

Нарушает ли родитель право ребенка на получение образования, отказываясь выполнять с ребенком домашнее задание?

Обеспечением получения образования можно считать действия родителей, направленные на:

  • беспрепятственное посещение учебного заведения
  • обеспечение ребенка материально-техническими принадлежностями
  • решение иных вопросов, препятствующих образованию

В тоже время, нарушением права ребенка на получение образования будут именно умышленные действия, препятствующие обучению.

Время на домашнее задание

Существует приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015, касающийся порядка образовательной деятельности. Документом установлен объем домашних заданий — из выполнение не должно превышать по времени (в астрономических часах):

  • во 2 — 3 классах — 1,5 часа,
  • 4 — 5 классы — 2 часа,
  • 6 — 8 классы — 2,5 часа,
  • в 9 -11 классах — до 3,5 часа.

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день. Данный приказ обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кстати, согласно с этим приказом, в первом классе обучение проводится без оценок. Домашние же задания могут быть заданы учащимся лишь со второго класса.

Контроль успеваемости

Освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Форма, периодичность и порядок проведения контроля определяются образовательной организацией самостоятельно.

Итоговая аттестация

Можно сделать следующий вывод. Именно показатели итоговой аттестации демонстрируют, осваивает ли ребенок программу общего образования. В свою очередь, итоговая аттестация определяет, переведут ли ребенка в следующий класс.

Не секрет, что результаты итоговой аттестации учитывают те отметки, которые школьник получает в ходе образовательного процесса. Ну а поскольку домашнее задание также оценивается, то его невыполнение в состоянии привести к ситуации, когда школьник может быть не аттестован.

Читайте также:  Детская ревность: старший ребенок ревнует к младшему

Отсутствие аттестации в свою очередь может привести к оставлению «на второй год», выдаче справки об обучении, не являющейся аттестатом. Справка может свидетельствовать о неисполнении родителями обязанности по обеспечению детей средним образованием.

При этом, для лиц с ограниченными возможностями к обучению установлены особые правила.

Заключение

Таким образом, речь идет именно об обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования, в которое включается выполнение «домашки». Ещё по теме «Обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?»:

  • Школьников научат быть пенсионерами
  • Отсрочка от армии для совершеннолетних школьников
  • Культура для школьников станет доступнее
  • Школьники на митинге Алексея Навального
  • Происшествие в школе — должен ли учитель извещать родителей?

Способы превратить учебу в игру

Как же тогда себя вести, чтобы действительно помочь? Один из лучших путей — превратить процесс в игру. Вам кажется, что чтение параграфов по истории и разбор теоремы Пифагора — занятия серьезные и состряпать из них развлечение не удастся? У нас есть несколько неплохих игровых методов, которые вы можете взять на вооружение!

Способ многослойного бутерброда

Метод хорош для освоения больших объемов текстовой информации, когда нужно прочитать тему, например, в учебнике биологии.

Нарисуйте где-нибудь на отдельном листке вкусный-вкусный бутерброд с большим количеством слоев. Хлеб, ломтик помидора, колбаска, сыр и веточка зелени сверху. Ну или такой, как вы любите, это не принципиально. Важно, чтобы слоев было много.

Объясните ребенку, что параграф — это бутерброд. Только вот ингредиенты спрятались в тексте, и нужно постараться, чтобы их оттуда извлечь.

Хлеб, например — это тезис, основная мысль текста, которую обычно можно сформулировать в паре предложений. Кусок колбасы — конкретные факты, подтверждающие тезис. Помидорка — отношение автора к теме. Зелень — выводы. Ну и так далее. Количество и состав слоев можно менять в зависимости от ситуации.

Такое «бутербродное» восприятие информации помогает очень хорошо ее усваивать, не просто заучивать, а понимать. Попробуйте испытать этот метод на себе, и вы убедитесь, что он весьма эффективен. И не только для детей!

Игра в учителя

Учитель жалуется: Ученики пошли совсем бестолковые! Я им раз объяснил, второй, третий, уже сам всё понял, а они — не понимают. (с) старый-старый бородатый анекдот

Этот анекдот отражает одну любопытную особенность мышления. Когда человек пытается объяснить что-то, он сам в процессе существенно лучше и полнее вникает в вопрос.

Вот и поиграйте со своей дочкой «в школу», где девочка будет строгой учительницей, а вы — бестолковой ученицей. Попросите ее объяснить вам то, что они сегодня проходили в классе. И не стесняйтесь, задавайте побольше глупых вопросов!

Такой полезной игрой можно увлечь младших школьников, лет до 9-10. Ребятишки постарше требуют уже других подходов.

Театр одного актера

Этот метод подойдет для разучивания информации в форме текста. Например, для аксиом по геометрии или стихов по литературе.

Разбейте то, что нужно выучить, на короткие фрагменты. И предложите чаду прочитать их по ролям. Например, первую строчку — голосом Винни-Пуха, вторую — за ослика Иа-Иа, во время третьей пусть маленький актер представит себя Копатычем из «Смешариков».

Составьте ребенку конкуренцию, тоже попробуйте воспроизвести речь одного из его любимых персонажей. Постоянно меняя голоса и интонации, наращивая темп, вы превратите скучную зубрежку в увлекательную и действенную игру. Так вредное стихотворение или правило запомнится значительно быстрее.

Правда, этот способ подходит именно для заучивания, без вникания в смысл. Применять его слишком часто не следует. Но иногда такой «театр» оказывается очень кстати.

Мозаика из строк

Если «театр одного актера» хорош для аудиалов, то есть тех, кто воспринимает мир в первую очередь на слух, то «мозаика из строк» будет отличной альтернативой для визуалов. Эти два способа похожи, они оба помогают проще и веселее запоминать стихи или правила.

Распечатайте текст, который требуется запомнить, и разрежьте его на отдельные строчки. А затем предложите ребенку собрать из кусочков целое. На время! Это разбудит в школьнике азарт, он будет изо всех сил стараться правильно сложить все фрагменты вместе как можно быстрее.

Ну а когда составление стихотворения из строк перестанет быть для чада проблемой — разрежьте текст на кусочки помельче. На словосочетания или даже на отдельные слова.

Так, через игры, учиться гораздо проще. Да и результат получается более эффективным.

Возможно, у вас в рукаве припрятаны какие-то свои способы превратить выполнение домашней работы в увлекательное занятие? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Подготовила Надежда Лукашова о детях от 7 до 10 лет, Школа Другие статьи автора

Подготовьте ребенка к трудностям

Лучшее оружие борьбы со стрессом – моральная подготовленность. Это особенно важно для первоклашки. Ребенок не знает, с чем он может столкнуться в новой обстановке и как ему действовать. Поэтому рассказывайте заранее, что такое школа, приводите интересные примеры, объясните, зачем это нужно. Важно подавать информацию в разумном количестве, как позитивные моменты, так и негативные. Если настроить ребенка только на веселье, малейший конфликт может стать причиной стресса. В то же время, не зацикливайтесь на плохом, отвечайте на вопросы по мере их поступления.

Воспитание новорождённого. С чего начать?

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.

Воспитание новорождённого. С чего начать?
  1. Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители. И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.
  2. Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно. Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
  3. Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Рекомендации педагога-психолога родителям, чьи дети отказываются выполнять домашние задания

Поступив в 1-ый класс, дети сталкиваются с большой нагрузкой не только в школе, но и дома, благодаря многочисленным и сложным домашним заданиям. Некоторые дети так устают, что предпочитают игнорировать задания учителя или выполнять их не полностью. Это неизбежно приводит к тому, что ребёнок скатывается на плохие отметки и отстаёт от программы. Но домашнее задание можно выполнять без особых усилий, слёз, лжи и наказаний. Нужно только найти правильный подход к ребёнку.

Рекомендации родителям

  1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что заданий любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
  2. Так как дети в силу возраста и особенностей характера могут пропустить кое-что, сказанное учителем, мимо ушей. Это приводит к тому, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, а домашние задания выполняются с ошибками. Это может случиться с каждым, но не стоит корить ребёнка за это, напоминая о прошлых неудачах раз за разом.
  3. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
  4. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
  5. Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
  6. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
  7. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
  8. Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
  9. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

О том, как делать домашние задания, ребёнку много рассказывают в школе, своё представление об этом имеют и родители, но не все думают о том, что и ребёнок имеет право решать, что и как ему учить. Некоторые дети не нуждаются в том, чтобы бесконечно зубрить главы из учебников, чтобы запомнить материал, другим же приходится готовить уроки чуть дольше.

Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравиться ребёнку.

Советы психолога: ребенок не хочет учиться

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.