Адаптация детей к условиям детского сада. Советы родителям

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком

Шок. Этим термином можно абсолютно точно описать то, что происходит у крохи в голове, когда мама привела его куда-то, оставила какой-то тёте и ушла. Посмотрите на мир глазами ребенка.

  • Любящая мамочка ведет его неизвестно куда и оставляет там одного. С воспитателем, но он эту тетю не знает, с другими детьми, которых малыш может испугаться.
  • Кормят в саду не так, как дома, есть распорядок, не такой, как дома.
  • Все играют в игры, не такие, как дома. Кровать жесткая и неудобная, не то, что дома. Все не то, все не так. Еще и мамочки нигде не видно, ну когда она уже придет? А вдруг она меня бросила?

Вот и результат: малыш все время хнычет и ноет, саботирует садиковские правила, отказывается есть, не может уснуть и все время думает только о том, когда его заберут. А дома всяческими способами показывает, как он обиделся на маму. При неправильном подходе некоторые дети даже расценивают детсад, как наказание.

Конечно, это усредненное описание. Реакция на детский сад во многом зависит от характера ребенка и того, как родители его к этому подготовят. Но первый день в любом случае дается малышке тяжело. Для сравнения вспомните свой первый день на новом рабочем месте.

Все незнакомое, новое, не знаешь, к кому с какой просьбой можно обратиться и чего ждать от коллег. Но вы взрослый самостоятельный человек, а для малыша это первый опыт нахождения в коллективе, где есть начальник (воспитатель). Даже самый общительный и контактный ребенок переживает огромный стресс.

Последствиями такого стресса могут стать:

  • смена поведения;
  • нервозность и капризность;
  • снижение аппетита;
  • трудное засыпание, плохой сон, ночные кошмары;
  • ОРВИ и ОРЗ.

Глубина и продолжительность такого состояния ребенка зависит от степени его адаптации в детском саду.

Раздел  О часе икс, вылете птенцов из гнезда и что с этим делать 

Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать  самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день»,  «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».

Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так.   Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.

А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «несадовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации?  К  какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо  оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли?  На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в  этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали  самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.

Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому – цитирую из писем моих постоянных читателей и участниц курсов моего сайта «Родная тропинка:

  • «Сейчас сын ходит в садик первый месяц, и я могу сказать что адаптация у  него проходит довольно легко, он с удовольствием идет туда, знает что мама всегда вернется за ним».
  • «Я учла те нюансы, о которых вы говорили, и в сад пошли без проблем адаптации. В те дни,  когда мы туда попадаем, воспитатели говорят, что моя дочь там первой из всех одевается, ест, играет со всеми, участвует везде и домой не всегда хочет идти».
  • «А я поняла, послушав Вас, что моему ребенку сейчас не нужен детский сад. Еще рано. Хорошо, что я это поняла вовремя и не наделала ошибок. Мы решили отдать дочку в садик через два года».

Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя,  и с точки зрения педагога с 20-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию сотен деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.

Если Вашему ребенку скоро идти в первый раз в садик, прошу написать в комментариях в конце статьи: Что больше всего тревожит (тревожило) Вас в новом этапе жизни ребенка – его «вылете из гнезда» и в первом дне «вне семьи» (не важно, это садик государственный, группа в детском центре или семейная группа)? Какой помощи Вам не хватило, а она так была нужна в тот период? Что Вам интересно узнать по этой теме? Какие вопросы Вас волнуют?

А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или  в группу детского центра, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!

Адаптация ребенка 2-лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Сколько длится и как проходит адаптация в детском саду/яслях у малышей от года?

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Этапы адаптации в яслях:

  • Период активных истерик прекращается в течение первой недели. Причем первые три дня ребенок может ходить спокойно и с удовольствием. Когда он узнает всех детей, переберет все игрушки, может случится первая истерика;
  • Затем следует период «отрывания от мамы». Ребенок начинает плакать только на подходе к саду, а внутри его уже силой забирает воспитатель. За мамой закрывается дверь, плач затихает. Малыш занят другими делами, играть спектакль уже не нужно;
  • Постепенное увеличение времени пребывания. После первых недель в саду можно переходить на режим «с дневным сном». Ребенок снова может начать капризничать, ведь он привык спать дома и сразу после пробуждения видеть маму. Малыша забирают после пробуждения;
  • Затем ребенок остается на весь тихий час, на полдник, ужин и так далее до окончания дня в детском саду.
Читайте также:  В детский сад с улыбкой: советы воспитателей

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Какой садик выбрать

Сейчас существует огромный выбор дошкольных учреждений — как государственных, так и частных.

Многие садики специализируются на какой-то определенной программе развития и воспитания детей раннего возраста (программа Марии Монтессори, Вальдорфская методика и т. д.).

Перед тем как записаться в детский сад почитайте отзывы, поговорите с родителями детей, посещающих это учреждение, с воспитателями. Лучше делать ставку не на «элитность» детского сада, а на человеческий фактор. Главное, чтобы в группе был отзывчивый и грамотный воспитатель.

Было бы здорово, если выбранный детский сад будет находиться недалеко от дома или места работы.

Известный педиатр Комаровский, советует родителям отдавать малыша в тот садик, где не пытаются накормить ребенка насильно и где поддерживается в группах оптимальный температурный режим в помещениях.

Посмотрите видео доктора Комаровского «Хороший детский сад»:

Вставать на очередь в детский сад можно практически сразу после рождения ребенка. Сейчас это можно быстро и удобно сделать через интернет.

Чтобы период адаптации прошел более гладко, ребенок к детскому садику должен овладеть некоторыми навыками самообслуживания.

Адаптация ребенка к детскому саду – стресс для всей семьи

Для большинства детей в возрасте 2-3 лет и их родителей детсадовская адаптация является серьезным испытанием и продолжительным стрессом.

Адаптация в широком смысле – это приспособление организма к новым условиям. Адаптация к детскому саду – это привыкание ребенка к новой для него обстановке детского учреждения.

Продолжительность периода адаптации зависит от самого ребенка, стараний воспитателей и родителей. Она может длиться от двух недель до полугода:

  • если адаптация длится от нескольких дней до двух недель, ее называют легкой;
  • если от одного до двух месяцев и сопровождается простудными заболеваниями – средней тяжести;
  • если длится более трех месяцев и сопровождается не только простудными заболеваниями, но и нервными срывами – тяжелой.

Если ребенок никак не может приспособиться к детскому саду в течение полугода, нужно обратиться за помощью к специалистам (психологу и педиатру). Они помогут установить причину плохой адаптации. Может быть малыш слишком мал; ему не подходит садик, воспитатель или группа; имеются проблемы и заболевания, препятствующие нормальной адаптации или что-то другое.

Нормальными в период адаптации являются следующие эмоциональные реакции ребенка в момент, когда его отводят или привели в садик:

  • пониженное настроение, плач, рыдания,
  • отстраненность, замкнутость, отказ идти на контакт с кем бы то ни было,
  • апатия, безучастный вид,
  • агрессия, крик, топанье ногами, драка.

В течение первого месяца адаптации также нормальны следующие временные(!) изменения:

  • оскудение, регрессия речи (ребенок меньше говорит, может забыть некоторые слова),
  • утрата наработанных ране навыков (перестает сам одеваться, кушать и так далее),
  • снижение познавательной активности, утрата интереса как к новому, так и к привычному,
  • непривычно пассивная или чрезмерная двигательная активность,
  • нарушение сна (бессонница, чуткий сон, частые пробуждения),
  • потеря аппетита (отказ от приема пищи в садике),
  • возникновение страхов и тревог,
  • понижение иммунитета (многие дети заболевают в течение первого месяца в детсаду).

Все эти реакции вызваны стрессом нахождения в необычной обстановке и процессом привыкания к новому образу жизни.

[sc name=»Adsense»]

Если к тому, что папа ходит на работу, ребенок успевает привыкнуть, то факт расставания с мамой на целый день, не может не огорчать малыша:

  • Почему мама не остается со мной?
  • А вдруг она за мной не придет?
  • Может мама меня тут бросила?
  • Может она меня не любит?

Мамы тревожатся не меньше:

  • Сможет ли малыш привыкнуть к садику?
  • Позаботятся ли о нем должным образом?
  • Подружится ли он с воспитателем?
  • Не будут ли его обижать другие дети?
  • Не станет ли детский сад для ребенка психологической травмой?

Но расставание с мамой не единственная сложность при адаптации к детскому саду. Ребенку также придется столкнуться с:

  • новой обстановкой, едой, игрушками, развлечениями и прочим,
  • новым и строгим распорядком дня,
  • необходимостью смириться с тем, что ему уделяют намного меньше внимания, чем дома,
  • продолжительным пребыванием в компании сверстников,
  • необходимостью слушаться чужую для него тетю воспитательницу.

Жизнь ребенка с поступлением в детский сад изменится кардинальным образом, а вместе с ней и жизнь всей семьи!

Со временем «побочные эффекты» должны пройти, к малышу вернутся все его утраченные способности, и практически сразу появятся новые, свидетельствующие о развитии ребенка.

Советы родителям при адаптации ребенка к условиям детского сада

Важным этапом адаптации к детскому саду является процесс расставания с ребенком.

Для детей очень важны четкие правила, если ребенок поймет, что вот так будет всегда, так было вчера, так мама будет со мной прощаться сегодня и завтра, ребенок безоговорочно примет эту ситуацию.

  • Утром, по дороге в детский сад, рассказывайте ребенку, куда вы идете, зачем вы идете, кто его там ждет.
  • При расставании с малышом возьмите его на ручки и скажите уверенным и доброжелательным тоном, что вы уходите на работу, либо в магазин или еще по каким-либо делам. То есть ему нужно честно говорить куда и зачем вы идете, тогда ребенок будет понимать, что мама уходит туда, где не страшно, где хорошо, от куда она обязательно вернется.
  • Поцелуйте, попрощайтесь как вы обычно это делаете и передайте на руки тому человеку, с которым он остается. Попрощавшись, уходите не задерживаясь.
  • Когда вы приходите за ребенком, обязательно поощряйте его, похвалите малыша за все новые достижения, изредка можете принести новую игрушку, книгу, вкусности.
Читайте также:  10 материнских молитв-оберегов для детей

Вот такие у нас советы от психолога для родителей:

  • Ваш малыш еще не знает, что ждет его в детском саду, и эта неизвестность его пугает — поговорите с ним, расскажите как много там новых игрушек, что он там познакомиться с такими же маленькими детками.
  • Никогда не показывайте ребенку свою тревогу и слезы. Дети чувствуют настроение своих близких.
  • У каждого ребенка есть любимая игрушка и для малыша будет спокойней, если он возьмет ее с собой в детский сад.
  • Также можно попробовать разработать вместе с малышом несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас (придумайте несколько забавных способов прощания).
  • Когда забираете малыша из детского сада, постарайтесь проявить как можно больше внимания к нему, ведь он хочет рассказать вам, как много нового и интересного случилось с ним за день.
  • Также, советуем родителям, научиться правильно реагировать на выходки ребенка. Умейте говорить «НЕТ» спокойным и твердым голосом.
  • Демонстрируйте малышу свою любовь и заботу.

Если вы примите все эти рекомендации профессионального психолога по адаптации вашего ребенка к детскому саду и сделаете это с любовью и без особой спешки, то уверенна этот процесс у вас пройдет очень легко и непринужденно, можно сказать играючи.

Ваша главная задача просто проявить родительское терпение, спокойствие и внимательность.

Чего нельзя делать родителю

Для родителей, что отправляют своих детей в садик, не рекомендуется:

  • Не пристыжайте своего ребенка за плач и капризы.
  • Не сравнивайте малыша с другими.
  • Не нагнетайте атмосферу вокруг посещения детского садика, сами не тревожьтесь.
  • Не забрасывайте ребенка подарками за то, что он сходил в садик.
  • Не обманывайте малыша, давая ему пустые обещания. Если не сможете забрать его скоро, то лучше сказать ему об этом сразу.
  • Если ребенок болен, ни в коем случае не отправляйте его в сад.

Напоследок, не забывайте, что со временем малыш привыкнет и будет относиться к садику как одной из основных своих деятельностей, неотъемлемой части своей жизни. У него появятся друзья, к которым он будет рад вернуться, увлекательные занятия от чутких педагогов и праздничные мероприятия – их ребенок тоже вряд ли пропустит. Да и простые будни будут восприниматься им с положительным настроем. Потому наберитесь терпения, запаситесь словами поддержки и любви к своему чаду, пока тот пройдет свой первый адаптационный период.

Адаптация первоклассников: советы родителям

Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов. Поддерживайте становление ребенка учеником

Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям. Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе. Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения. Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться. Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни

Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса. Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний. Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы. С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя. Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.

Помните, что каждый ребенок индивидуален

В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то

Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

Нужны ли медикаменты в этот период?

Нужно ли давать ребенку лекарственные препараты во время периода адаптации?

Медикаментозные средства, например, Глицин, способны привести к положительному результату, однако, назначают их только в особенно тяжелых случаях и только по назначению врача.

Во всех остальных ситуациях лучшими помощниками будут любовь, ласка и внимание родителей к своему маленькому сокровищу.

Адаптация — естественный процесс привыкания человека к изменившимся внешним условиям. Любое нарушение привычного ритма жизни, например, поступление в детский садик, является сильным стрессом для организма.

Поэтому, вполне естественно, что он выдает соответствующую реакцию. Конечно, выраженность этой реакции зависит от характера малыша, его воспитания, условий проживания.

Большинство детей безболезненно переносят адаптацию, у других же могут возникать проблемы. Часто при адаптации развивается нарушение аппетита и сна, капризность, раздражительность, появляется агрессия. Важная задача родителей — помочь крохе пережить этот непростой для него период.

Консультация психолога о периоде адаптации к детскому саду:

Наша интересная группа Вконтакте: