Артикуляционная гимнастика для детей

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики:

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики дома

  • Кириленко Наталья 21:238 Апр 2017 21:23:26Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные полноценные движения артикуляционных органов, улучшают дикцию, поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. РЕКОМЕНДАЦИИ: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно по 5-7 минут. гимнастику нужно выполнять перед зеркалом, вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему. 3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Организация проведения артикуляционной гимнастики1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Используйте различные дозаторы, выполнил ребенок один раз упражнение, выкладывайте на стол одну игрушку (киндер-сюрприз) на стол, два раза — вторую игрушку. В качестве таких дозаторов можно использовать счетные палочки, камешки, шишки и т.д. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Помните, что артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Родители закрепляют то, что было сделано на занятие с логопедом. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться, и тогда работу приходится начинать сначала. Уважаемые родители! Если у вас возникли вопросы, Вы можете прийти на консультацию к школьному логопеду Кириленко Наталье Борисовне!!! Успехов Вам!
    Кириленко Наталья 21:238 Апр 2017 21:23:26 Просмотров:2299
  • Правила проведения артикуляционной гимнастики для детей

    • Конечно, для ребенка такая гимнастика должна превратиться в веселую игру – тогда и обучение пойдет веселее и быстрее. Не стоит критиковать или, тем более, ругать ребенка, если что-то ему пока не удается. Напротив, похвалите за то, что у него уже получается.
    • Выполняя упражнения, ребенок должен хорошо видеть, как это делает взрослый, а также сравнить, получается ли у него так же. Для этого понадобится зеркало. Хорошо проводить занятие, сидя перед большим зеркалом, в котором отражаются и ребенок, и взрослый.
    • Показывая очередное упражнение, старайтесь делать это четко, объясняя по мере необходимости, куда движется, например, язычок, как раскрываются губы, если ребенку трудно уловить правильное положение из показа.
    • Одно занятие не должно включать больше трех упражнений, при этом два из них должны быть хорошо знакомы ребенку, а одно может быть новым.
    • Во время артикуляционной гимнастики взрослому важно следить, насколько точно и правильно малыш выполняет каждое задание. От этого будет зависеть результативность занятий. Если ребенок все делает верно, работа речевого аппарата постепенно координируется, упражнения перестают казаться сложными. Если этого не происходит, значит, что-то вы упустили, показывая упражнение или контролируя процесс его выполнения.

    Упражнения для артикуляционной гимнастики для дошкольников

    Мышцы речевого аппарата, как и любые другие мышцы человеческого тела, нуждаются в целенаправленном развитии через систематические тренировки. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики — специально подобранных упражнений для губ, языка, щек, нижней челюсти.

    Признаки нарушений звукопроизношения

    Упражнения для артикуляционной гимнастики для дошкольников

    Нарушения звукопроизношения у детей разнообразны: отсутствие звуков, их замена другими звуками, искажения. Этим страдают, как правило, дети 1,5-2 лет («каша во рту»).

    У более старших детей дефект произношения может быть единичным: ребенок пропускает, искажает или заменяет один звук.

    Однако наблюдаются при нормальном развитии нервной системы и речевого аппарата и множественные нарушения.

    Становление звукопроизношения наиболее активно протекает у ребенка в 4-5 лет. К 6 годам все звуки родного языка он должен произносить правильно. Если с детьми не проводить специальные профилактические занятия, то дефектное произношение звуков может закрепиться в речи на всю жизнь.

    Причины дефектов звукопроизношения у детей

    Упражнения для артикуляционной гимнастики для дошкольников

    Причинами неправильного произношения могут быть:

    • нарушения физиологического и фонематического слуха (неумение дифференцировать на слух звуки);
    • нарушения строения речевого аппарата и/или его мышечная слабость: короткий или длинный язык, короткая подъязычная складка (уздечка), дефекты развития челюстей, зубов;
    • неправильный образец речи окружающих людей — детей и взрослых;
    • отсутствие внимания со стороны взрослых к проблемам с речью у ребенка.

    В детских садах артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится как часть музыкальных и физкультурных занятий, занятий по развитию речи, физминуток. Кроме того, воспитатель и логопед организуют вне занятий индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются речевые дефекты.

    Структура комплекса артикуляционной гимнастики

    Примерный план комплекса артикуляционной гимнастики для дошкольников выглядит так:

    Упражнения для артикуляционной гимнастики для дошкольников
    1. Вводная часть, организационный момент. Цель — привлечь внимание детей (ребенка), вызвать интерес и желание выполнять указания педагога (или родителя). Например: взрослый вносит игрушку или картинку и говорит, что этот ежик хочет посмотреть, как дети учатся красиво произносить звуки.
    2. Основная часть: а) повторение пройденного на прошлых занятиях материала. Цель — закрепление артикуляции, отработка четкого произношения знакомых звуков, автоматизация их в слогах (словах, предложениях); б) знакомство с новым звуком — показ его артикуляции и ее закрепление в 3-4 игровых упражнениях.
    3. Заключительная часть. Гость (ежик) благодарит детей, хвалит их и уходит.

    В целом артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников способствует развитию ее выразительности, фонематического слуха, речевого дыхания, дикции. Ребенок постарше привыкает следить за качеством собственной речи и старается самостоятельно исправлять ошибки.

    Формирование комплексов артикуляционной гимнастики

    Подбор упражнений для артикуляционной гимнастики для дошкольников не может быть случайным. Они подбираются в зависимости от того, какие органы речи участвуют в образовании дефектного звука у ребенка.

    Цель упражнений — сначала научить ребенка удерживать в нужном положении губы, язык (статические упражнения), затем осознанно производить необходимые для получения правильного звука движения (динамические упражнения).

    Упражнения для артикуляционной гимнастики для дошкольников

    Кроме того, вырабатывается воздушная струя нужной силы и направления.

    Читайте также:  Как выбрать коляску для новорожденного ребенка

    Приведем пример. Артикуляция звука «р» достаточно сложная, требует тонкой координации движений всех речевых органов:

    • губы и зубы разомкнуты;
    • язык — кончик поднят к альвеолам, распластан и напряжен, вибрирует под напором выдыхаемой воздушной струи, его боковые стороны плотно прижаты к верхним зубам, задняя часть приподнята к мягкому небу;
    • мягкое небо приподнято и не пропускает струю воздуха через нос;

    Артикуляционная гимнастика: цель и рекомендации

    Цель артикуляционных упражнений сводится к тому, чтобы научиться правильно выполнять движения и правильно располагать органы артикуляционного аппарата, которые участвуют в произношении звуков.

    Несмотря на то, что многие логопеды начинают работать с детьми только с возраста от 4 лет или 5 лет, родители могут заниматься прорабатыванием звуков в домашних условиях, начиная с возраста 2 года. В саду также есть специальные логопедические группы. Но если таких групп нет, то воспитатели также включают в занятия на развитие речи упражнения для тренировки сложных звуков, в том числе обязательно выполняют упражнения для звука «р», часто в стихах. Средняя и старшая группы — это лучшее время для корректировки неправильных звуков.

    Артикуляционная гимнастика: цель и рекомендации

    При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать такие рекомендации:

    1. Гимнастику лучше проводить ежедневно, выделяя на каждое упражнение 3-5 минут и повторяя его 3 раза в день. Максимальное количество упражнений за один раз — не более трех.
    2. Упражнения, в которых нужно удерживать позу в одном положении длятся 10-15 секунд.
    3. Начинать необходимо с простых упражнений и постепенно переходить на более сложные.
    4. Важно соблюдать игровую форму выполнения упражнений.
    5. Если нужно вводить новые упражнения, то делать это следует по одному, т.е. из трех только одно должно быть новым, остальные — повторяются. Новое вводится только тогда, когда хорошо отработаны и получаются старые.
    6. Гимнастика выполняется в положении сидя, спину нужно держать прямо, тело расслабить.
    7. В идеале ребенок и взрослый должны сидеть перед большим зеркалом, которое стоит у стены или висит на ней.
    8. Начинать гимнастику нужно с тренировки губ.

    Вопросы-ответы

    • Кто такой логопед?

      Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

    • Когда ребенок должен начать говорить?

      Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

      К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

      К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

      Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

    • Когда следует начинать занятия?

      Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

      Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

      Календарь посещения логопеда

      1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
      2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
      3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
      4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
      5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
      6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
    • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

      Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

      По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

      Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

      Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

      Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

      Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

      Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная
    • |

    • Для родителей

    Пальчиковые игры для развития речи

    Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

    • Пальчиковая игра \
    • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
    • Пальчиковая игра \
    • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

    Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.