Грудничковое плавание: с какого возраста и чем полезно

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК — ребенок от момента рождения до конца первого года жизни. За это время проходят два периода жизни ребенка — период новорожденности (см. Новорожденный) и грудной период (грудной возраст).

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Читайте также:  Как связать уголок для новорожденного спицами

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Мозг ребенка

Фиксировать взгляд и переворачиваться

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Юлия Сергеевна, как должен развиваться малыш до года?

Юлия Кравцова: Развитие ребенка оценивается по различным параметрам. Основные параметры физического развития – это вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Существуют нормативы в сантиметрах с определенными отклонениями для каждого пола и возрастной группы. Доктор при осмотре ребёнка сверяет данные с нормативной таблицей и делает вывод о том, нормально ли идет физическое развитие. То же касается и психомоторного развития. Некоторые показатели доктор оценивает при осмотре, а другие — путем опроса родителей. Так, например, в месячном возрасте оцениваются такие навыки, как фиксация взгляда и головы в положении лежа на животе. В два месяца – более уверенное удержание головы, слуховое и зрительное сосредоточение. В три месяца ребёнок реагирует на общение бурной двигательной реакцией, появляется улыбка и хорошо выраженные эмоции. В четыре-пять месяцев доктор оценивает, может ли ребенок переворачиваться со спины на животик, с живота на спинку. С шести до восьми месяцев появляются навыки сидения и ползания. В восемь-десять месяцев — самостоятельная опора на ножки, умение стоять и переступать у опоры. С года до полутора лет — навыки ходьбы. Плюс во втором полугодии жизни делается акцент на развитие речевых навыков, какие звуки может издавать ребёнок, как он реагирует на членов семьи и чужих.

Фиксировать взгляд и переворачиваться

— Знаю, что существуют разные тесты, определяющие развитие малыша. Например, к определенному возрасту он должен рассматривать свои ладошки. Расскажите об этом подробнее.

— Да, это и есть те навыки, которые к определенному возрасту должен уметь ребенок. Например, есть такой интересный этап: в возрасте пяти-семи месяцев ребенок сначала берет игрушку в руки, тянет ее в рот, а потом может на нее посмотреть. А после семи месяцев — берет игрушку, сначала на нее смотрит, а только потом тянет в рот. Это, казалось бы, мелочь, на которую родители могут не обратить внимания. Но это очень принципиальный момент: так у ребенка идет развитие интеллекта.

«Не есть за двоих». Врач – о том, как выносить и родить здорового ребенка Подробнее

Питание ребенка в месяца

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и докормов. Малыш в возрасте 4 месяцев заметно реже нуждается в прикладывании к груди: сосет обычно при засыпании, пробуждении и во время ночного и дневного сна. Так появляется довольно точный режим кормлений.

Читайте также:  Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

Во время кормления малыш может прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение от матери. Адекватное поведение матери — испуг, вскрик — помогают малышу понять, что он и мама — это не одно и то же.

Еще одна особенность возраста 4 месяца — во время кормления малыш начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, как бы проверяя маму на надежность. В это время нельзя забирать у него грудь, считая, что он уже наелся, или вредничает, или отказывается от груди, — наоборот, стоит благожелательно и спокойно подождать ребенка.

Примерно в 4 месяца ребенок начинает интересоваться едой взрослых и процессом приема пищи: следит за руками, заглядывает в рот.

Задержки при овладении детьми двигательными навыками

Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.

На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.

До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.

Лучше не показывать мультфильмы до 1-1,5 лет, в идеале – до 2-х лет.

Читайте также:  5 советов по выбору репетитора для ребенка

Признаки задержки моторного развития

Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:

  • в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
  • в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
  • в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
  • в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
  • в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
  • в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
  • в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
  • в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
  • в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
  • в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
  • в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.

педиатру

неврологуКак правило, по большей части симптоматика задержки проходит самостоятельно после достижения ребенком определенного возраста. Если отклонения серьезные, то назначаются сосудистые и витаминные препараты, и обязательно массажи. Когда ситуация крайне тяжелая, то используют рефлекторные стимуляции и ноотропы.Author Info Бэби-кинг

Мнение педиатров и родителей

Во время тренировок повышается уровень доверия, крепнет духовная близость между детьми и родителями. Упражнения, выполняемые в водной среде, помогают укрепить мышечный аппарат. В то же время грудничковое плавание может сделать ребенка гиперактивным. При наличии у крохи проблем с дыхательной системой тренировки в воде повышают риск воспаления легких, развития бронхита.

Большинство родителей, практикующих грудничковое плавание, отмечают исключительно положительные результаты. Улучшается сон и аппетит младенца, кроха быстрее адаптируется к строгому режиму дня. Занятия в водной среде дарят большинству малышей исключительно положительные эмоции.

Больше полезных статей о плавании вы найдете в разделах:

  • Экипировка
  • Тренировки, техника
  • Питание и режим
  • Книги и фильмы