Как научить ребенка достойно проигрывать?

Считается, что взрослые наказывают детей, чтобы они стали лучше. А дети думают, что их наказывают, потому что не любят или потому что они плохие и заслуживают наказания. 

ПОЧЕМУ МЫ НАКАЗЫВАЕМ ДЕТЕЙ

Перед тем как выяснить, есть ли необходимость в наказаниях, углубимся в причины, которые толкают нас, родителей, на применение санкций:

Причина 1. Слив эмоций

Часто случается так, что в порыве гнева мы пугаемся дерзким словам ребенка или в порыве гнева хотим как будто ему отомстить. Особенно сильно проявляется такая реакция, когда мы банально устали, раздражены или дошли “до точки кипения”.

Таким образом, причиной, которая толкает нас на санкции, служат не действия ребенка, а наша собственная несдержанность! Сможет ли он после такого “слива эмоций” чему-то научиться? Вряд ли. Только запомнит, что не нужно попадать родителю под горячую руку.

Причина 2. Ощущение бессилия

Когда ребенок вас не слышит, легко почувствовать себя буквально парализованной. Мы ощущаем, как руль управления выскользнул из рук и контроль над ситуацией потерян. В этом случае возникает импульсивное желание схватиться за последний рычаг — и наказать за непослушание, чтобы опять ощутить свою силу.

Причина 3. Запрет на злость⠀

Гнев ребенка выматывает. Но терпение особенно тяжело дается тем, у кого есть запрет на злость — неприятие и/или страх гнева. Мама воспринимает детский гнев на свой счёт. Ей кажется, что ребёнок злится из-за нее, и, следовательно, включается стыд и чувство вины. Такая реакция вызывает ответное желание “подавить бунт”: запретить злиться, как мы запрещаем это самим себе.

Такое бывает, если в детстве вас стыдили или винили; требовали улыбаться, даже когда самим улыбаться не хотелось; вынуждали быть благодарными. Но тут важно вспомнить, что гнев — это процесс ребенка! Его опыт встречи с ограничениями. Или у вас есть иллюзия, что ребенок должен быть рад и всегда готов к ограничениям? Верю, что нет.

Почему дети так реагируют на поражение?

Для того чтобы понять что нужно делать, неплохо было бы понять почему дети так себя ведут, когда проигрывают. Ведь по большому счету, игра – это всего лишь развлечение и дети это отлично понимают. Но, тем не менее, реакция на проигрыш всегда вызывает бурю негативных эмоций.

Читайте также:  Как буквы, из которых состоит имя человека, влияют на его характер

Все дело в том, что ребенок до 10 лет находится в состоянии «всемогущества». Он привык к тому, что он центр всеобщей любви и внимания со стороны своих родных и просто не понимает, что в жизни могут существовать какие-либо границы. Некоторые психологи уверяют, что чаще всего такая реакция наблюдается у ребенка, который растет один в семье. Но я тут буду спорить, потому как знаю огромное количество случаев, когда подобная ситуация была у детей, где в семье есть два и более ребенка.

Почему дети так реагируют на поражение?

Другие психологи, наоборот, говорят о том, что такая реакция чаще случается у детей из многодетных семей. Так как в таких семьях дух соперничества гораздо более развит. Я на личном опыте знаю, что такая реакция у детей часто случается в тех семьях, где родители требуют от ребенка побед в любых направлениях. В принципе, это временная ситуация и если правильно подойти к решению этой проблемы, то к 10-12 годам ребенок вполне адекватно и спокойно будет реагировать на поражения в играх. Все зависит от подхода и настроя родителей.

Самооценка

Задача любого родителя – принимать своего ребенка во всех его многообразных проявлениях: в послушании и шалостях, в сговорчивости и дерзости, в лени и желании помочь. Ошибка многих папа и мам, бабушек и дедушек в том, что оценка неблаговидных поступков их чада переносится на самого ребенка. И вот уже маленький человек думает, что его ругают не за то, что он нагрубил или соврал, а потому что он – плохой.

Если же родителям удается принимать противоречивые поступки ребенка, поощряя естественность, честность и давая реальный и адекватный эмоциональный отклик на любые грани его поведения, то у ребенка формируется правильное впечатление о себе и окружающем мире. Видя и поощряя сильные стороны, честно показывая свое расстройство неблаговидными поступками, не осуждая при этом самого ребенка, родители постепенно корректируют, но не ломают его личность.

В дальнейшем это помогает молодым людям принять себя полностью и понять, что нередко их недостатки являются продолжением личных достоинств, а, казалось бы, негативные проявления личности могут стать тем ресурсом, который поможет развиться. И вот уже упрямство становится настойчивостью, спонтанность – искренностью, плаксивость – чувствительностью и способностью к сопереживанию, а болтливость – коммуникабельностью.

Что должны знать родители о сахарном диабете у ребенка

Регулирование уровня глюкозы в крови осуществляется за счет инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой. При его избытке развивается гипогликемия, недостатке – гипергликемия.

Читайте также:  Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

При инсулиновой недостаточности, т.е. когда инсулин не вырабатывается в организме в достаточном количестве, ставят диагноз «сахарный диабет 1 типа». Частой причиной развития СД 1 типа у младенцев является наследственность. Вероятность заболевания выше, если данный диагноз есть у обоих родителей и их родственников.

Фактором образования повышенного уровня сахара может быть инсулинорезистентность. При этом инсулин вырабатывается в достаточном количестве, но клетки к нему не чувствительны. В таком случае говорят о сахарном диабете второго типа. Факторы появления инсулиннезависимого СД – малоподвижность и злоупотребление некачественной пищей. У маленьких детей, подростков чаще всего наблюдается скрытая форма, что затрудняет его выявление на ранних стадиях.

Если вовремя не выявить патологию в раннем возрасте, это повод для задержки умственного, физического развития.

Как научить детей спокойно и с достоинством проигрывать?

  1. Постоянно, всегда, в любой ситуации показывайте малышу вашу любовь, уважение, восхищение им. Дайте понять, что он для вас дорог не оттого, что самый сильный, умный или красивый, не потому, что всегда и во всем первый, а потому, что он — ВАШ, родной и долгожданный. Повышайте его самооценку и доверие к миру.
  2. Для мальчиков, которые не любят проигрывать из-за некоего зачатка шовинизма, необходимы беседы о том, что такое — «настоящий мужчина». «Он» не только побеждает, но и поражение принимает достойно, спокойно, без скандалов, глупых обид на выигравших и бессильных слез. Последнее, впрочем, не значит, что мальчику плакать нельзя. Можно, если «по делу», а не из-за проигранной партии в шахматы. Почитайте с сыном «мальчишеские» книжки: про Незнайку, Тома Сойера, «Вредные» остеровские «советы». Там герои далеко не всегда оказываются «на высоте»: они трусят, ссорятся, порой и проигрывают. Но жизнь их на этом не кончается. Обсудите прочитанное, побеседуйте, сделайте соответствующие выводы.
  3. Заинтересуйте ребенка процессом, а не только результатом. Вспомним пионерско-октябрятскую присказку: «Главное — не победа, а участие». Интересно учиться, а не  побеждать в школьных олимпиадах; весело бегать, прыгать, подтягиваться и отжиматься, а не только быть первым в классе на физкультуре. Радостно с бабушкой и дедом играть в шашки, шахматы, с друзьями — в лото и домино, с младшей сестрой — в прятки и салочки и т. д.
  4. Подавайте правильный пример! Не считайте себя всегда правым, непогрешимым, не стремитесь обязательно «молвить последнее слово» в споре, дискуссии, скандале. Признавайте собственные ошибки, умейте попросить прощения, если неправы. Дети это ценят. Ваш авторитет не уменьшится!
Как научить детей спокойно и с достоинством проигрывать?

ВконтактеFacebookTwitterОдноклассники

Как научить детей спокойно и с достоинством проигрывать?

Родители на соревнованиях

Целью каждого вида спорта является состязание. И именно азарт и неопределенность во время детских спортивных соревнований вызывают самые большие эмоции как у игроков, так и у их родителей спортсменов. Как правило, матчи и турниры наиболее эмоциональны для всех в семье в первые годы тренировок. 

Читайте также:  Диета кормящей мамы при коликах у ребенка

Разбор полетов

Самим детям еще трудно оценить свои действия и результаты. Был ли мяч на площадке или попал за ее пределы, они забывают или не следят за текущими результатами матча и т. д.

К сожалению, в это же время родители спортсменов часто вступают в игру. Он искренне и яростно хотят помочь своим детям победить. Поэтому начинают громко обсуждать и иногда спорят о забитом голе или результатах.

Родители на соревнованиях

Но это ни разу не помогает. Судью не переспоришь, а дети только расстраиваются. Они растеряны, разочарованы и после каждого броска нервно смотрят на своих опекунов, забил ли он гол или снова есть повод для разборок. А ведь чем раньше ребенок научится самостоятельно решать проблемы и принимать решения, тем более уверенным и независимым он будет.

Мне стыдно за поведение родителей

Упомянутые ранее эмоции, сопровождающие игру, приводят к тому, что родители часто реагируют слишком нервно. Из-за этого нервничать начинают и дети.

Иногда родители спортсменов на трибунах неосознанно громко вздыхают, значительно кивают, машут руками, закатывают глаза или громко комментируют. То, что они считают естественной реакцией на плохую игру, становится источником нервозности и даже разочарования на поле для ребенка.

С раннего возраста маленькие спортсмены краем глаза наблюдают за поведением своих родителей. Они видят все. И дело не только в том, что они боятся не оправдать надежд или показаться хуже остальных. Иногда детям стыдно за неадекватное поведение родителей на трибунах! Они боятся их бурной реакции. Очевидно, что это не добавляет им уверенности, концентрации и шансов на успех.

Так или иначе, по разным причинам дело иногда доходит до абсурдной ситуации. Дети больше волнуются о том, как ведут себя их родители, чем о том, что происходит на поле или в зале.

Комментарии и «ценные» советы

Родители на соревнованиях

Мнения детских спортивных психологов по этому вопросу разделились.

Есть сторонники того, что детям нужно подсказывать, что и как делать во время детских спортивных соревнований. Безусловно это имеет смысл. Дети будут чувствовать себя более уверенно, не будут растеряно стоять. Однако, на мой взгляд это абсолютно бесполезно и даже вредно в долгосрочной перспективе.

Гораздо лучше, когда дети независимы с самого раннего возраста. Необходимо позволять им принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия как можно раньше. В конечном итоге это научит их лучше и быстрее анализировать ситуацию во время соревнований, принимать правильные решения, которые приведут их к успеху.