Как проявляется близорукость у детей разного возраста?

У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Что такое компульсивное обcессивное расстройство личности?

В соответствии с МКБ 10 обессивным компульсивным расстройством называют повторяющиеся навязчивые мысли или вынужденные действия. Мысли проявляются в виде образов, идей и побуждений, которые постоянно приходят человеку в голову в виде стереотипов. В большинстве случаев они являются огорчительными, поэтому пациент старается им сопротивляться, но, это не приносит желаемого результата. Сам пациент не определяет отвратительности и непроизвольности своих мыслей.

Что такое компульсивное обcессивное расстройство личности?

Навязчивые действия проявляются в виде стереотипных манер, которые люди постоянно повторяют. Они не позволяют выполнять полезные задачи и не приносят удовольствие пациенту. Больной при патологии выполняет действия, чтобы предотвратить плохие события, которые, по его мнению, произойдут в скором времени. Пациент считает, что действия являются бессмысленными и неэффективными и старается их повторить. Патологический процесс сопровождается постоянной тревожностью. При подавлении компульсивных действий наблюдается увеличение тревожности.

Как распознать миопию

У годовалого ребенка можно диагностировать близорукость путем наблюдения: если малыш все предметы тянет ближе к себе, часто моргает, то это может быть сигналом к тому, что пора обращаться к доктору, особенно, если кто-то из родителей страдает этим заболеванием.

До 3 лет обследование ребенка производится только методом наблюдения. С трехлетнего возраста зрение проверяется с помощью специальных таблиц. Если обнаружится снижение остроты зрения, то врач рекомендует корригирующие линзы, которые помогут улучшить зрение.

Детям от 5 лет и старше проверять зрение нужно каждый год, поскольку все они находятся в зоне риска по развитию миопии. У детей школьного возраста близорукость может развиться в слабой или средней степени. Болезнь, как правило, не прогрессирует и не дает осложнений.

Основным признаком того, что у ребенка 5-10 лет развивается болезнь, является ухудшение видимости предметов и объектов, расположенных на расстоянии. Школьники могут жаловаться на то, что им плохо виден материал, написанный на доске, а при пересаживании поближе, ситуация разрешается.

Дети с установленной близорукостью должны наблюдаться у доктора не реже 1 раза за полгода.

Прогрессирование заболевания может начаться с 6 лет и закончится к совершеннолетию. При прогрессировании близорукости могут развиться осложнения, и восстановить зрение уже не удастся.

Нужны ли ребенку очки?

При близорукости у детей, многие родители задаются этим вопросом, особенно если проблема со зрением у малыша невелика.

Безусловно, лучший вариант – это получение консультации окулиста. Однако ношение очков на ранних стадиях развития детской близорукости положительно сказывается на течении заболевания.

Ношение очков в детстве от 1 до 10 лет позволяет остановить близорукость у детей и восстановить зрение.

Другой вопрос – ребенок не захочет носить очки. Но сейчас выбор велик, и можно подобрать красивые очки, которые понравятся маленькому пациенту.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

План консультации для родителей

  • Во время собрания следует прочитать небольшую вводную лекцию, в которой будут описаны основные источники и причины детских страхов. Подробно задержаться на ситуациях, наиболее распространенных в быту: страх темноты, посещения медицинских учреждений, уколов и врачей, возрастные страхи.
  • Ответить на вопросы: Как родитель может помочь ребенку избежать возникновения страха? Что делать, если это уже произошло?
  • Рассказать об игровой форме терапии: сказки, индивидуальное творчество.
  • Раздать материалы по теме, необходимые к изучению.

Стереотипное поведение

Дети познают мир в игре. Грудной младенец активно тянет ручки к пластиковым фигуркам животных над кроваткой, двенадцатимесячному ребенку интересны простейшие головоломки, а трехлетка активно изучает мир, строя башни из кубиков и расставляя в ряд мягкие игрушки. 

Игра бывает функциональной и нефункциональной. Например, мальчику подарили большую красную машинку. Он разглядывает ее, катает по полу, открывает дверцы, сажает в салон плюшевого зайца и солдатика — это функциональная игра. Если ребенок не интересуется прямым назначением игрушки, а переворачивает ее и бесконечно крутит ее колеса или бесцельно открывает и закрывает дверцы — игра нефункциональная. Когда такое повторяется постоянно, действия ребенка можно назвать стереотипными.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Читайте также:  Какие витамины необходимы при грудном вскармливании

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

Я уколов не боюсь. Или как подружить ребенка с врачом

Страхи бывает трудно искоренить, гораздо легче предотвратить их появление, чем разбираться с последствиями у психолога.

Для каждой возрастной группы деток существует свой способ “исцеления”.

  1. Годовалые малыши не боятся самих процедур и врачей, но чутко реагируют на настроение мамы и любое физическое неудобство: холодно, шумно, плохо пахнет. Чтобы снять тревожность, родителю самому необходимо сохранять спокойствие и не волноваться. Маленькие дети — консерваторы, когда дело касается распорядка дня, поэтому желательно избегать записи на прием, которое совпадает с периодом кормления или сна. Перед процедурой или осмотром лучше всего познакомить ребенка с доктором. Делать это стоит, держа малыша на руках и поглаживая его по головке или спинке. Если малыш остро реагирует на новое место, лучше вызвать платного врача на дом. Этим решением вы убьете сразу двух зайцев: в привычной обстановке ребенок будет чувствовать себя намного спокойнее. Так, в центре “Санмедэксперт” вы можете вызвать педиатра в любое удобное для вас время. Врач проведет не только профильный осмотр, но и сможет взять необходимые анализы.
  2. Ребенка в 2 года больше всего пугает неизвестность, поэтому важно честно рассказать ему, почему вы идете к доктору и что там будет происходить. Говорите об этом спокойно, сохраняя привычную интонацию и мимику, но не увлекайтесь чрезмерной натуралистичностью. Пусть ребенок почувствует, что осмотр у врача — обычное дело. Если же поход на профилактический осмотр обернется прививкой от гепатита, в следующий раз ребенок вовсе может отказаться идти в больницу. Не бойтесь подбодрить малыша, но ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми на приеме у врача. Если зайдя в кабинет, двухлетний малыш заплакал, не ругайте его и не шлепайте. Лучше всего в такой ситуации помогают объятия. В критических ситуациях можно купить маленькую новую игрушку или дать поиграть в игры на мобильном телефоне.
  3. Чтобы снять тревожность у трехлетнего ребенка, одних объяснений бывает недостаточно. В этом случае перед посещением больницы можно поиграть с ребенком в доктора и обыграть ситуацию, которая его ждет. Дайте ему послушать плюшевую игрушку или куклу, сделать укол пустым шприцем, забинтовать лапы. Во время игры спокойно рассказывайте, как проходят те или иные процедуры. Еще один отличный прием — сказкотерапия. Лучше всего посмотреть перед посещением больницы мультик “Доктор Айболит” или любой другой мультик о докторах.

Прием у стоматолога — храбрый поступок для большинства малышей. В награду за смелость после посещения страшного врача купите ребенку игрушку или книжку, или любую другую практичную вещь, которую хотелось бы малышу. Зайдите в магазин игрушек перед осмотром, пусть малыш выберет себе подарок сам, потрогает его, убедиться в своем выборе. Обязательно сдержите слово, купите заслуженную награду и похвалите за смелость.

Если ребенок очень боится стоматолога, предупредите об этом врача. В первый раз он не будет проводить никаких процедур, а познакомится с малышом и покажет ему кабинет, непонятные металлические инструменты, посадит в кресло, расскажет, как правильно ухаживать за зубами, а какие привычки вредят им. Врачи центра «Санмедэксперт» сумеют подружиться с любым ребенком.

Спор с судьбой

Психолог обратила внимание, что каждому человеку при рождении положен определенный ресурс и энергия рода для реализации каких-либо задач.

&nbsp/&nbspDesigned by Freepik

«Нужно, чтобы мама проработала свои внутренние страхи, переживания и поняла, что невозможно реализоваться самостоятельно, не вложив ничего в свое чадо. И под этим понимается не только материальное. Когда мама перестает жить проблемами, прошлым опытом, неудачами, опасениями, а начинает чувствовать поток «вау», то такое состояние, в котором она испытывает счастье, удовлетворение, любовь к себе, супругу, миру, чудесным (но на самом деле вполне закономерным) образом меняет судьбу», — добавила Матвеева.

Спор с судьбой

Самое важное, по мнению психолога, импульс для этого находится ни где-нибудь снаружи («вот получу хорошую работу», «найду мужа побогаче»), а внутри каждой из нас. Нужно только работать над собой.

Ранее психолог Наталья Малышева рассказала, что родители несут в семьи модель поведения своего детского опыта. Они общаются и обращаются со своими детьми так, как это делали с ними. Малышева рекомендует не ругать и не критиковать ребенка. 

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

  • пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
  • рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
  • использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
  • вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
  • устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
  • просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
  • объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

  • уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
  • обеспечить комфортную атмосферу в дома;
  • ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
  • говорить о своей любви;
  • убедить его в полной защищённости;
  • нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
  • записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.
Читайте также:  Дети становятся подростками: как меняется тело и... душа

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

  • снизить нагрузки в школе и по дому;
  • увеличить дозировку положительных эмоций;
  • нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
  • обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
  • увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
  • устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
  • приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
  • перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.

9 категорических «нельзя» для родителей:

  1. Не наказывать за трусость.
  2. Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
  3. Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
  4. Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
  5. Не стыдить и не высмеивать.
  6. Не называть трусом.
  7. Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
  8. Не акцентировать внимание на страхах.
  9. Не наказывать слишком жестоко.

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Борьба с ночными страхами

Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.

  1. Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
  2. По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
  3. Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
  4. Сводить в туалет.
  5. Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
  6. Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.

Если приступы повторяются постоянно, необходимо:

  • вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы;
  • выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать;
  • организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время;
  • исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна;
  • привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день;
  • исключить стрессовые факторы.

Когда требуется помощь со стороны:

  • приступы повторяются несколько раз за ночь;
  • сохраняются даже после 12 лет;
  • ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии;
  • возникают трудности с засыпанием.

Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов. Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.