Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Педа­гоги отме­чают, что у совре­мен­ных детей боль­шие про­блемы с моти­ва­цией. Раньше основ­ным сти­му­лом к учебе были хоро­шие оценки, при­зна­ние в среде сверст­ни­ков, жела­ние уго­дить роди­те­лям или даже полу­чить медаль.

Основные причины снижения мотивации к учебе

В младшей школе:

  1. У первоклассника — как показатель сложной адаптации к школьной жизни, новому коллективу, новому распорядку дня, иному построению жизни, особенно если ребенок не посещал дошкольные учреждения.
  2. У младших школьников многое зависит от личности учителя (учитель начальных классов ведет почти все предметы), соответственно, трудности во взаимоотношениях с учителем очевидно не способствуют повышению мотивации к учебе.
  3. Кроме учителя, взаимоотношения могут не сложиться с детьми в классе, ребенок отказывается ходить в школу, как следствие страдает и мотивация к учебе.
  4. Ребенку неинтересен материал, преподаваемый в школе, к примеру, он многое уже знал до школы (ходил на дополнительные занятия, занимался дома с родителями и т.п.)

Задачи для родителей

Мы попросили экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста — свои приоритеты. Поэтому мы выделили три основных этапа.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе? Ответы в статье Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Как общаться с подростком, чтобы сохранить интерес к учебе, читайте в статье Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей. Как помочь ребенку разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях и расставить приоритеты, читайте в статье Старшие классы: гибкость и выдержка

Читайте также:  Воспитание ребёнка с учётом темперамента

Хочу и надо – меж двух огней

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» — на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход – соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, — честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

Литература

1. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. — М.: Просвещение, 2006. — 297 с.

2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1998. — 359 с.

3. Гани, С.В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / С.В. Гани.- СПб.: Питер, 2009. — 126 с.

4. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации [Текст] / И.И. Вартанова.- М.: Просвещение, 2006. — 23-38 с.

Читайте также:  Детское ночное недержание: как помочь ребенку

5. Власова, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.Н. Власова.- М. : Просвещение, 2007. — 32-50 с.

6. Кривцова, С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. — 2001. — № 6. —

7. Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения[Текст] / С.П. Манукян. — М.: Просвещение, 2004. — 37-52 с.

8. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К. Маркова, Орлов А.Б., Л.М. Фридман. — М.: Дрофа, 2006. — 112с.

9. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К. Маркова, Орлов А.Б., Л.М. Фридман. — М.: Просвещение, 2005. — 243с.

10. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. А.М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 2003. — 478с.

11. Максимов, Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника [Текст] / Л.К. Максимов.- Волгоград, 1999. — с. 53-60.

12. Матюхина, М.В., Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина, Т.А. Саблина. — ВГПУ.: — Волгоград, 2002. — с. 62-73.

13. Маркова, А.А. Формирование мотивации учения [Текст] / А.А. Маркова Т.А. Матис, А.Б. Орлов.- М.: Просвещение, 2006. — 192с.

14. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый.- М.: Просвещение, 2001.- 89 с.

15. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2002. — 360 с.

16. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина- М.: Знание, 2005. — 194с.

17. Хеккаузен, Х. Мотивация деятельности [Текст] / Х. Хеккаузен. — М.: Просвещение, 2006. — 485 с.

18. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М: Знание, 2004. — 434с.

19. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1999. — 159с.

20. Якобсон, П.М. Психология мотивации [Текст] / П.М. Якобсон.- М — Воронеж, 2006. — 268с.

Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

Как помочь:

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

Как мотивировать ребенка к изучению английского

Изучение иностранных языков является обязательной частью современной системы школьного образования. Квалифицированные педагоги утверждают, что начинать мотивировать ребенка к изучению английского языка необходимо как можно раньше.

По мнению психологов, привить ученику желание понимать иностранцев можно путем:

  • регулярного описания открывающихся возможностей тем, кто свободно может объясняться на английском языке (например, стажировка или работа в Англии);
  • просмотра американских фильмов с субтитрами, отмечая, что люди, понимающие язык, всегда первыми могут оценить заграничные новинки кино и книг;
  • прослушивания любимых ребенком песен на английском языке (это не только разовьет слуховое восприятие иностранной речи, но и подтолкнет ученика перевести текст с целью понять смысл произведения);
  • проведения занятий в игровой форме (с детьми младшего возраста) или, используя английские слова в бытовой речи, общаясь на актуальные темы (с подростками и ребятами среднего школьного возраста);
  • проведения совместных домашних уроков (для родителей, не знающих английского языка).

Можно задействовать знания ребенка в важных делах, например, чтение и перевод инструкции к новому предмету бытовой техники и так далее.

Принцип “Все равно” – ключ к мотивации для жизни

Где взять мотивацию каждый решает для себя сам. Часто это зависит от видов деятельности, к которым требуется себя побудить.

В заключение предлагаю вам мини-тест, который поможет выявить основополагающую мотивацию в жизни. Для меня он стал настоящим открытием!

Определите свои отношения со словосочетанием “все равно”. Они бывают двух видов:

  1. Все равно ничего не получится. Зачем тогда стараться? Все равно уже не так вышло, как надо, есть ли смысл продолжать? Все равно…
  2. Несправедливости не существует. Если так случилось, значит, так надо. Я все равно сделаю все от меня зависящее наилучшим образом и дойду до конца.

Каждый день мы принимаем решение, как мотивировать себя. Успехов вам в этом важном деле!