Польза чтения сказок детям: мнение нейробиолога

Мама-блогер Эми рассказывает о пользе чтения для детей и называет 10 причин, по которым в их жизни всегда должны быть книги.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • различать понятия «один» и «много»;
  • повторять цифры в правильной последовательности;
  • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • выполнять такие задания как «покажи, кто сидит, кто идёт”, «положи кубик под подушку/в коробку”;
  • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?» и уметь задавать их;
  • понимать сказки и рассказы.
  • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза — 5-8 слов.
  • Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) — и/или в недостатке речевой практики.

    Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

    Малыш учится общаться

    У всех детей процесс обучения устной речи проходит одинаково. Они не рождаются с умением разговаривать, знанием предметов и их названий. Чтобы малыш научился говорить, необходимо активное участие родителей. Обучение начинается буквально с первых дней жизни. Малыш слышит слова. Для него еще загадка, что они означают, но его мозг активно запоминает. К концу первого года жизни он уже хорошо ориентируется в названиях предметов, понимает, о чем его просят.

    Так, кроха еще не говорит, но на просьбы родителей «принеси мячик», «брось, положи», «посмотри сюда» и т.д. реагирует правильно. Конечно, для этого психическое развитие должно проходить нормально. К 2 годам дети уже строят простые фразы, используя лексику родителей. Словарный запас формируется просто: запоминаются наиболее часто употребляемые слова из устной речи родителей.

    В семьях, где не уделяют много внимания ребенку, он может до 3 лет практически молчать. Роль общения в развитии речи огромна: без него ребенку просто нет необходимости учиться этому навыку, и развития не происходит.

    Чем могут помочь родители?

    Не нужно ничего особенного. Просто:

    • достаточно времени для устного общения, разговора;
    • грамотность речи родителей;
    • стимулирование речи у детей.

    Основная задача родителей в данном случае – показать крохе, что такое «общаться». Играя, гуляя, укладывая спать малыша, вы даете ему ценные уроки устной речи. Наберитесь терпения, ведь научить малыша говорить вы сможете не сразу. На это уйдет несколько лет. Только к 5-6 годам дети начинают говорить правильнее, строят структурированные предложения, используют все части речи и времена.

    Читайте также:  Беременность после 35 лет: как правильно подготовиться?

    Правильная речь

    Тут все зависит от культуры речи родителей. Следите за тем, что вы говорите и как говорите. Ваши интонации должны быть спокойными, доброжелательными. Не переходите на крик по любому поводу. Помните, что для ребенка родители – это своеобразный эталон. Он будет поступать и разговаривать так, как это принято в вашей семье.

    Говорите с ним, как со взрослым

    Для детей важно слышать правильные речевые конструкции и слова. Если кроха уже подрос, а мама с папой продолжают с ним сюсюкать, коверкая слова, он не выучит правильных слов. Называйте вещи своими именами.

    Вы можете использовать уменьшительно-ласкательные термины, но делайте это с умом. Одно дело говорить «ручки, ножки, носик, ротик». Совсем другое – полностью избегать правильных слов, названий предметов. Так вы говорите с ребенком на «его языке», а не на вашем. Это просто для него, а значит, в дальнейшем развитии нет необходимости.

    Читайте, пойте, разговаривайте

    Чем больше живого общения, тем лучше. С раннего детства приучайте кроху к активному слушанию. Вы можете:

    • петь песенки;
    • читать сказки, книжки, рассказы (пока ребенок маленький, можно читать вообще все что угодно. Даже газету или журнал. Тут главное, чтобы малыш слышал слова родной речи);
    • задавать ему вопросы;
    • разговаривать, рассказывать и показывать. Так формируется связь между предметом и словом, когда вы показываете и называете его.

    Все это очень просто. Добавляйте новые слова, повторяйте уже известные. Так кроха с вашей помощью очень скоро научится разговаривать. Ведь это же настоящее чудо, когда малыш полностью выучивает язык всего за несколько лет.

    Народные сказки их роль в общем и речевом развитии

    Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу

    Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки. Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.

    Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы.

    Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.

    Читайте также:  Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

    Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума.

    В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.

    Как развивать речь дошкольника?

    Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

    • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
    • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

    Чтение – лучшая тренировка нейронных связей

    Человеческий мозг так устроен, что в нём постоянно формируются нейронные связи; это впоследствии обуславливает наши привычки, восприятие, способности. И эти связи образовываются у всех. Но у человека, который привык думать, размышлять, познавать, это широкая сеть ассоциативных связей, которая и отвечает за способность широко смотреть на реальность. Если же человек смотрит на мир через экран телевизора или гаджета, то именно такой ширины взгляд на реальность он и будет иметь.

    Важно понимать: мозг всегда обучается. И это всегда (ну или почти всегда) только наш выбор — что мы даём ему потреблять. Наше сознание, как губка, впитывает всё, что мы в него загружаем. И эту способность можно использовать как для развития, так и для деградации собственной личности.

    Расширяет знания об окружающем мире

    Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сыну нравятся ещё и книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с запоминающимися иллюстрациями дети получают знания об окружающем мире задолго до того, как научатся читать самостоятельно.

    Чтобы закрепить результаты и усилить пользу чтения для детей, я часто совмещаю знакомство с книгами с новым для них жизненным опытом. Например, рассказы о животных предлагаю до или после посещения зоопарка, а рассказы о технике — перед поездкой на ферму.

    Таким образом, всё прочитанное находит отражение в реальности: малыш видит предмет или живое существо редко или вообще в первый раз, а оказывается, уже многое о нём слышал, рассматривая с мамой книгу. Это подогревает желание исследовать и естественный интерес к жизни. Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

    Как играть с ребенком в сказку

    Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение .

    Обязательно надо поддерживать идеи детей.

    Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.

    1. Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
    2. Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
    3. Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
    4. А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла работать воспитательницей в детский садик.
    5. Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
    6. Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
    7. Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
    8. Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
    9. Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.