Советы родителям по воспитанию детей

Основные принципы современного воспитания базируются на философии, лежащей в основе демократической культуры. Эти принципы должны применяться ко всем членам семьи независимо от возраста.

Словарь

Весь словарь

Фенилкетонурия — наследственная болезнь, характеризующаяся недостатком фермента, который способствует превращению аминокислот. Для этого заболевания характерно повышенное содержание фениаланина и его производных…

Ветряная оспа — острое инфекционное заболевание, при котором кожа ребенка и слизистые оболочки покрываются пузырьковой сыпью. Сыпь прежде всего появляется на слизистой оболочке гортани, позже — на волосистой…

Столбняк — острое инфекционное заболевание, характеризующееся перемежающимися спазмами скелетных мышц. Возбудителей обнаруживают в земле, грязи (уличная пыль), фекалиях человека и животных. Через мельчайшие…

Синусит — воспаление пазух (синусов), расположенных вокруг полости носа. Синусы сообщаются с полостью носа узкими отверстиями. Во время респираторной инфекции отток слизи из синусов нарушается. Чаще…

Гемофильная инфекция — распространенная бактериальная инфекция. Путь распространения — воздушно-капельный, со слюной, и контактный. Бессимптомное носительство гемофильной инфекции составляет до 95% популяции. Инфекция…

Спазм привратника желудка (пилороспазм) — функциональное нарушение, которое характеризуется рвотой, возникающей с первых дней жизни. Рвота появляется обычно спустя 10—30 минут после еды, при этом объем рвотных масс обычно невелик. Рвота…

Сужение привратника желудка (пилоростеноз) — является врожденной аномалией желудочно-кишечного тракта, при котором утолщено мышечное кольцо привратника. В результате этого создается препятствие для дальнейшего прохождения пищи из желудка в…

Опрелости — это воспаление кожи. Обычно они возникают в области ягодиц, подмышечных, паховых и подколенных складках. Нерегулярные гигиенические процедуры (редкие пеленания, подмывания, купания), перегрев…

Нагрубание молочных желез — Это припухлость (увеличение) молочных желез, встречается как у девочек, так и у мальчиков. Оно может сохраняться от 10 дней до месяца в зависимости от особенностей течения родов, применения…

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э

Отношения с другими детьми

3) Поощрять дела, направленные на других детей. В первую очередь это относиться к родным братьям и сестрам. Старшие дети должны заботиться о младших. Младшие должны слушаться и служить старшим. Если в семье несколько детей, для них делиться с другими – привычное дело. В то время когда ребенок один в семье, он вырастает часто эгоистом. Он привык, что все – только для него. Вообще нужно учить делиться, делать бескорыстно нужно не только по отношению к своим родным, но и к другим детям и взрослым. Бескорыстие – это одно из самых главных духовных качеств. Если человек делает что-то бескорыстно, ему воздаться в будущем. Эгоизм дает быстрые результаты, но приносит страдание в будущем. Удовлетворение от приобретенного быстро угасает и поэтому корыстный человек постоянно нуждается в удовлетворении своих страстей. Бескорыстие дает подъем энергии, счастье, полет души. Такое состояние может длиться очень долго по сравнению с удовлетворением своего эгоизма. Потому если вы хотите воспитать по настоящему благородного человека, вы сначала должны научить ребенка делиться, уважать окружающих, совершать бескорыстные поступки, помогать слабым и нуждающимся. И когда ребенок проявил высокодуховное качество, вы можете его поощрить похвалой или подарком.

В заключении хочу добавить, что реальное воспитание и формирование мировоззрения ребенка происходит до периода полового созревания. Когда этот период настанет, происходит отрыв ребенка от родителей. В этот момент проявляются негативные качества личности, которые передались из прошлой жизни. И если вы привили ребенку истинные ценности и качества добродетели, негатив может и не проявится. Вы исправили его мировоззрение и улучшили его судьбу. Пытаться изменить человека после наступления полового созревания очень тяжело, если он сам этого не захочет. Потому желаю всем родителям не ждать проявления плохих качеств у своих детей, а начать воспитывать благородные качества сразу после рождения.

Отношения с другими детьми

В избранное

Памятка для родителей. Как воспитать ребенка добрым, как вырастить послушного вежливого ребенка: пять простых условий

Добрый и неконфликтный ребенок – мечта всех родителей. Но часто случается так, что, несмотря на все усилия, брошенные на воспитания малыша, результат получается практически противоположным. И тогда родители могут начать винить себя («мало внимания уделяли») или самого ребенка («ты такой уродился»). А на самом деле хорошее воспитание не измеряется количеством купленных ребенку игрушек, количеством посещаемых «кружков» или постоянной опекой. Чтобы воспитать в вашем малыше доброту, необходимо всего лишь соблюдать пять следующих условий.

Условие первое: совершаем добрые поступки вместе

Читайте также:  Почему детям и подросткам нужно заниматься спортом

Конечно же, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем вырос настоящим помощником – как для них, так и для своих друзей или знакомых. Можно бесконечно вести с ребенком разговоры о том, что нужно быть добрым, нужно помогать старшим и т. п. Но все дети, прежде всего, склонны учиться тому, что они наблюдают воочию. То есть, если в вашей семье принято помогать друг другу, например, папа помогает маме донести тяжелую сумку, то и ребенок будет копировать такую модель поведения.

Поэтому старайтесь воспитывать малыша собственным примером, а также поощряйте добрые поступки и делайте их вместе. Можно, например, вместе помочь пожилой соседке сходить за продуктами для неё. Также просите ребенка помочь вам донести что-то из супермаркета – пусть он возьмет небольшой пакет с хлебом, к примеру. Показывайте и подчеркивайте, что делать добро это хорошо: слова благодарности, улыбка, похвала – все это поднимет настроение вашему малышу, подарит ему чувство собственной значимости, вселит уверенность в своих силах.

Условие второе: личное пространство – это важно

Как часто мы говорим ребенку слова: «Не будь жадиной – поделись». Конечно же, жадничать – это плохо, но очень часто «поделись» означает «отдай свою игрушку поиграть другому». Для совсем маленького ребенка игрушка – это как бы часть его мира, то, что находится внутри его личностных границ. Для детей до трехлетнего возраста это особенно актуально, поэтому заставлять делиться игрушкой такого малыша не стоит. Ребенку постарше уже можно показывать, что «поделиться» ‒ это, к примеру, дать другу пару конфет, если у тебя их несколько. Но ни в коем случае не отбирайте у ребенка единственную игрушку, чтобы отдать её, – это воспринимается очень болезненно, приводя к противоположному эффекту.

Условие третье: добрые детские сказки

Сказки – это настоящий кладезь народного опыта и мудрости. Они всегда имеют ярко выраженную мораль, в игровой форме рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Читайте вашему малышу добрые сказки, а также обсуждайте с ним поступки героев – пусть ребенок представит себя в аналогичной ситуации или скажет, почему герой поступил именно так, а не иначе.

Условие четвертое: нет крайностям

Вдогонку третьему и четвертому правилам можно добавить – не перестарайтесь. Если постоянно акцентировать внимание малыша только на том, что можно сделать для других и как другие о нем подумают, то можно напрочь забыть о потребностях самого ребенка. Всего должно быть в меру, то есть, например, угостить друга конфетой ‒ это хорошо, но вот если он силой у тебя выдирает игрушку – нужно уметь постоять за себя, а не молча отдавать ему любимую машинку.

Условие пятое: научите заботиться

Ребенок, особенно если он один в семье, привык к тому, что все заботятся о нем. А ему заботиться не о ком, поэтому малыш не знает, как это – быть ответственным за кого-то. Чтобы научить ваше чадо быть заботливым и внимательным, заведите ему домашнее животное. Не столь важно, кто именно это будет – котенок, попугай или черепашка – главное, чтобы ребенок проникся к нему искренней любовью и сам стремился ухаживать. Поэтому выбор животного лучше обсуждать с малышом, учитывая, конечно, и ваши жилищные условия, и финансовые возможности.

И напоследок: воспитание доброты в ребенке совершенно не означает, что необходимо «положить на алтарь» этой цели все свое свободное время. Родители, а особенно мама, должны находить время и для собственного отдыха, увлечений, заботы о себе. Это также научит ребенка тому, что он должен уважать личное время и пространство других людей так же, как и свое.

Детям нужно понимание

Вторая категория советов по воспитанию детей основывается на том, что детям, в первую очередь, нужно чувствовать поддержку и понимание на каждом этапе их развития. Роль родителей при таком раскладе заключается в понимании потребностей своих детей и предоставления им защиты и безопасного личного пространства. То, что родители воспринимают, как проблемное поведение, зачастую является лишь возрастными особенностями, которые дети попросту со временем перерастут.

Противники такого метода считают, что нехватка всевозможных наказаний может просто испортить ребенка и привести к более серьезным проблемам с поведением в будущем. Одним из самых ярких примеров является Альфи Кон. Он выступает против любых поощрений, основанных на поведении ребенка, объясняя это тем, что в таких случаях дети начинают поступать под воздействием внешнего давления, а не в соответствии своим внутренним желаниям.

Большинство советов в данной категории, однако, приветствуют использование техник так называемой «легкой дисциплины», таких как естественные последствия. Это значит, что родители позволяют случиться естественному результату поведения ребенка, не стараясь при этом его защитить. Например, если ребенок отказывается надеть куртку, то естественным результатом такого поведения будет то, что он замерзнет и простудится.

Читайте также:  Как учить ребенка иностранному языку

Важным принципом в данной категории советов по воспитанию детей является способность родителей понять, на какой стадии развития находится их ребенок. Некоторые аспекты поведения (например, такие, как сидеть спокойно дольше одной или двух минут) более сложны для выполнения малышами, нежели детьми постарше (восьмилетний ребенок вполне может высидеть несколько часов спокойно, например,  в школе). Такой метод воспитания призывает родителей принимать ситуации такими, какие они есть, и постараться осознать, что со временем дети просто перерастут многие проблемы в поведении.

Причины изменений в характере и поведении детей лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения — смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина — желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и самоутвердиться. Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Как воспитать ребенка счастливым – дайте ему право быть собой

Помните о том, что малыш родился уже личностью, у него уже имеется какой-то набор своих качеств, темперамент. Маленький человек должен иметь право прожить свое детство так, как ему нравится. Конечно, родители будут заниматься с малышом и направлять его, но с учетом личностных особенностей. Ребенок с темпераментом холерика активен и очень нуждается в регулярном выплескивании энергии. Предоставьте малышу такую возможность, не пренебрегайте прогулками и активными играми. Если днем непоседа не «выбегается», то спокойного вечера вам не видать. Нельзя пытаться превратить такого малыша в меланхолика только потому, что взрослым так будет удобнее. Подобные ломки губительны для психики и чреваты многочисленными проблемами в будущем.

Маленькому флегматику наоборот необходимо дать возможность спокойно посидеть в одиночестве с игрушками. Ему шумная компания не нужна. Не пытайтесь переместить его в гущу событий и обязательно заставить играть с другими детьми. Такие «отшельники» наблюдают за сверстниками со стороны и не менее эффективно учатся жить в коллективе, но по-своему. Позвольте малышу быть личностью, принимайте и уважайте его особенности. Не всегда то, что хорошо для вас, приемлемо для ребенка. Учитывайте разницу между собой и малышом, между ним и другими детьми. Это очень важно.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Читайте также:  10 вещей, которые должен сделать папа в первый год жизни ребенка

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Почему родители срываются на крик

Мы все приблизительно знаем, как воспитать чужого когда сталкиваемся с проблемами, связанными с родным чадом, то порой не контролируем свои эмоции, кричим и поднимаем на него руку.

Причины девиантного поведения взрослых могут быть разными.

  • Стремление показать свою значимость. В первую очередь, вы должны быть другом, а не главным членом семьи. Авторитарность может напугать маленького, так как к его мнению не прислушиваются. Для него крайне обидно, что отвергаются даже самые здравые мысли и предложения.
  • Действие по принципу: «Меня в детстве били, значит, и ты получишь ремня». Хорошенько подумайте, может, вы, наоборот, настроите против себя ребенка, и навсегда поселите в его душе злость и агрессию.
  • Разный подход к жизни. Малыши не понимают, что вы дорожите своим временем. Вам необходимо побыстрее принять гигиенические процедуры, одеться, поесть и поскорее добраться до работы или выполнить какую-нибудь задачу. Поэтому вы поторапливаете детку с криком, а потом удивляетесь, почему тот капризничает и плачет.
  • Неприятности и стрессы на рабочем месте нередко вызывают плохое настроение. Приходя домой, люди выплескивают свой негатив на домочадцах. Помните, что дети отлично чувствуют ваше расположение духа и также вместе с вами, а может и больше вас, переживают и страдают.
  • Сердитесь на поломанные вещи, разбитые вазы, хрусталь, статуэтки? Вы должны были заранее убрать хрупкие предметы с видного места. Вспомните себя, сколько вы попортили дома вещей, когда были маленьким.
  • Придерживайтесь логики, если что-то запрещаете. Определите время сидения за компьютером, чтобы потом не кричать и не выдергивать шнуры из техники. Малыш должен видеть причинно-следственную связь, почему и за что его наказывают.
  • Подавляющие число родителей критически относятся к общественному мнению. При замечаниях со стороны посторонних людей по поводу вашего маленького человечка, вы прилюдно начинаете одергивать и отчитывать за проступок. Тем самым вы показываете свою невоспитанность и педагогическую некомпетентность.

Как правильно развивать самостоятельность у ребенка

О детской самостоятельности много говорят. Но каким образом ее привить. Что точно не нужно делать так это впадать в крайности. Родители чрезмерно опекающие детей и родители бросающие их один на один с трудностями одинаково неправы. Ни в том, ни  в другом случае вырастить приспособленного к жизни ребенка не получится.

Методы воспитания самостоятельности у детей  не должны строиться на авторитарном родительском мнении. Станьте ребенку другом, наставником, а не тираном ждущим результат или палочкой-выручалочкой, решающей все проблемы.

Главное правило: сын или дочь могут сделать сами, дайте им эту возможность. Это работает и с двухлетками, и с восьмилетками, и с подростками. Здесь важно понять, что приоритетней для вас сделать быстро и самому или позволить ребенку проявить себя. Для воспитания уверенного в себе человека важно второе.

Как правильно развивать самостоятельность у ребенка

Поэтому не кормите с ложки малыша, способного пусть и медленно, и неаккуратно кушать самостоятельно. Не собирайте портфель второклашке, ведь он уже может делать это сам. Ну и не собирайте грязные вещи по комнате подростка, а лучше научите его пользоваться стиральной машиной.

Делегируйте обязанности ребенку постепенно, убедитесь, что он готов к самостоятельности. Здесь для любого возраста хорошо правило: покажи как – сделайте вместе – дай сделать и подскажи, если требуется – дай сделать самому.

Важно создать правильные условия воспитания ребенка. Прежде всего, «теплый» микроклимат в семье. Именно он залог здоровой самооценки.

Баловать ли детей?

Многие родители считают, что для того чтобы вырастить счастливого ребенка, его нужно баловать как материально, так и эмоционально. Ведь неизвестно, сколько еще испытаний будет на его жизненном пути, а в детстве можно и побаловаться. Другие, напротив, слишком строги со своими малышами, подготавливая их таким образом к суровой жизненной реальности.

Но как воспитать счастливого ребенка? «Баловать нельзя контролировать» — здесь каждый родитель ставит запятую там, где сам посчитает нужным. Однако во всем важна золотая середина. Нельзя быть слишком строгими к своим детям, но избаловывать тоже ни к чему. Гораздо конструктивнее будет объяснять ребенку каждое свое принятое решение по поводу очередного желания вашего чада.