Во сколько малыши начинают ходить самостоятельно

10 – это первый двузначный возраст ребенка. 10 – это определенный порог, за которым ваш ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельной и самодостаточной личностью. Но готов ли ребенок к своим десяти свечам на торте? Психолог Артем Полярин составил список вещей, которые ребенок должен знать и уметь к этому возрасту. 
 

Контроль родителей

Даже первый осмотр новорожденного может выявить признаки многих врожденных заболеваний глаз. Так, симптомом катаракты — помутнения хрусталика, является сероватый зрачок. Для ее лечения, мутный хрусталик убирают хирургическим способом. Сделать это нужно обязательно, ведь длительное существование помехи прохождению света внутрь глаза станет причиной задержки развития зрительной системы (обскурационной амбиопии). После подобной операции до определенного возраста ребенок будет носить контактную линзу или специальные очки, которые заменят отсутствующий хрусталик. Правда, некоторые типы полупрозрачных катаракт не оперируют до определенного возраста. В таких случаях назначают периодически проводимые курсы стимулирующего лечения, а операцию проводят уже во взрослом возрасте.

Внешние проявления, напоминающие катаракту могут быть и при более опасной патологии — ретинобластоме (опухоли сетчатки). На ранних этапах, опухоль поддается воздействию специальных аппликаторов с радиоактивным лучевым веществом. Их подшивают непосредственно к склере в проекции опухоли. Сквозь склеру радиоактивный аппликатор разрушает опухоль. Правда, на поздних стадиях, при возникновении опасности распространения опухоли, энуклеация пораженного глаза неизбежна.

Врожденная глаукома — заболевание, характеризующееся повышенным внутриглазным давлением из-за врожденных нарушений в системе циркуляции внутриглазной жидкости. Она может стать причиной увеличения глаза в размере и его выдвижения вперед (вплоть до несмыкания век). При глаукоме также могут отмечаться помутнения роговицы (бельма). Лечение глаукомы, как правило хирургическое, так как заболевание связано со структурными изменениями в определенных отделах глаза. Цель операции — восстановление нормального оттока внутриглазной влаги. Если ко времени операции роговица и зрительный нерв не затронуты, полноценное зрение в дальнейшем возможно.

Воспалительные заболевания (конъюнктивиты, дакриоцистит, увеит и пр.). Основными признаками этих болезней становится покраснение глаза, отек век или конъюнктивы, слезотечение, истечение обильных выделений. После визита к офтальмологу, ребенку как правило назначают препараты с антибиотиками и частые промывания антисептиками.

Нередко на первых месяцах жизни ребенка, родители замечают слизистые, гнойные выделения из глаз. Они могут стать причиной закупорки системы слезоотведения. Чтобы справиться с ними, обычно достаточно промываний и массажа в области слезных канальцев.

Наиболее часто, при неспециализированном осмотре младенца, также выявляют:

  • Нистагм — подергивание глаз, которое происходит в горизонтальной или вертикальной плоскости, из-за чего отсутствует фиксация взгляда, мешающая формированию четкого зрения. Причиной его могут стать, и патологии глаз, и поражения головного мозга;
  • Птоз, проявляющийся опущением верхнего века, когда глаз или оба глаза полностью не открываются. Причина этому — поражение соответствующей мышцы или нерва, поднимающих верхнее веко. Если веко закрывает зрачок, ребенок нуждается в пластической операции. Если ребенок хорошо видит этим глазом и не возникает косоглазия, оперативное вмешательство откладывается. Для поддержания нормальных функций глаза, в этом случае проводят специальные тренировки.

Родители также могут обнаружить у ребенка косоглазие (нарушение положения глаза или глаз). Причины его возникновения – нарушения рефракции, изменения тонуса глазодвигательных мышц, поражения глазодвигательных нервов и пр. Косоглазие является прямой угрозой формированию бинокулярного зрения двумя глазами, когда соединение одновременно получаемых изображений, позволяет локализовать предметы по направлению и удаленности. В этом случае, лечение должно быть начато, как можно раньше. Оно заключается в окклюзии не косящего глаза и проведении тренировок «проблемного». Исключение, это случаи, когда зрение обоих глаз резко снижено и окклюзия может затормозить развитие глаза, который видит лучше.

Моторные навыки и принципы общения новорожденного в месяцев

Десятимесячный возраст – важный период для становления моторных навыков малыша. Любые отклонения могут стать показателем неправильного развития, недостатка определенных витаминов или питательных веществ, недостаточного развития мускулатуры.

Читайте также:  Как вырастить из девочки настоящую женщину

Полезно: Как и когда приучать к горшку ребенка – основные вопросы мам детей до 2х лет

В 10 месяцев ребенок должен выполнять следующие действия.

  1. Уверенно ползать на руках и коленях, не уставая при этом и не капризничая.
  2. Сидеть с упором на ручки или с небольшой помощью взрослых.
  3. Вставать из положения сидя – как с опорой, так и самостоятельно.
  4. Ходить, опираясь на предметы, и даже подниматься и опускаться по невысокой лестнице.
  5. Пользоваться ложкой, чашкой и поильником.
  6. Нормально реагировать на использование горшка. Процедура не должна доставлять ему эмоциональных или физических неудобств.

Помимо этого новорожденный уже адекватно реагирует на просьбы и указания родителей, выполняет простые действия без предварительной демонстрации взрослых. Он может повторять жесты, увиденные всего один раз не менее недели назад.

Играет ребенок уже самостоятельно, он постоянно проявляет интерес к окружающему миру, изучает новые вещи. Благодаря развитию памяти малыш запоминает расположение важных объектов, мебели, места хранения игрушек, может отличать свою одежду.

Благодаря развитию социальных навыков десятимесячные дети начинают общаться с окружающими. Запоминая увиденные жесты, малыши уже начинают сами применять их по назначению.

Речь становится более внятной. Теперь кроха может использовать целые слова, хоть и смазанные и не всегда понятные. Рекомендуется поощрять такие попытки, это позволит ускорить развитие речевых навыков. Если малыш проявляет интерес к телевизору, смотреть он может только детские программы, в противном случае его будет невозможно отучить от некоторых услышанных слов.

Особенности развития мальчика в лет

Мальчик – это маленький мужчина. Уже с ранних лет нужно закладывать в него чувство справедливости, ответственности, уважения и дисциплины. В девять лет мальчики проходят возрастной кризис, поэтому специалисты считают этот возраст переломным моментом в жизни ребенка. Родителям нужно не упустить сына.

Часто мальчики отстают от девочек в эмоциональном развитии, но такое положение вещей принято считать нормой, поэтому переживать не стоит. А вот если ребенок недостаточно активен и развит физически – это маленький тревожный звоночек. Для эмоционального и физического здоровья в будущем, сына лучше отправить в секцию уже сейчас.

Иногда отставание в развитии происходит по вине родителей. Они так опекают свое чадо, что ребенок оказывается просто не приспособлен к жизни. Он не может сходить в магазин, боится разбитых коленей и практически не имеет интересов, в отличии от его сверстников. Девять лет – это последний срок что-то изменить. Если такие родители не перестанут гиперопекать сына, существует возможность, что он вырастит антисоциальной личностью.

Яркая и легкая

— Какие игрушки все же хороши для первых месяцев жизни малыша?

— Игрушки для самых маленьких должны быть яркими, чтобы ребенок мог концентрировать внимание, со звуком не слишком громким, чтобы не испугать ребенка. При этом игрушки не должны быть сложными и очень тяжелыми, чтобы малыш мог их держать и ими манипулировать. У ребенка в первые месяцы жизни развивается слуховое и зрительное сосредоточение. Он должен что-то слышать, что-то видеть, что-то осязать. Но будет ли это модная игрушка из магазина или мешочек с гречневой крупой, на который бабушка пришила пуговицу, разницы нет. Нельзя сказать, что дети с такими разными игрушками будут по-разному развиваться. Ребенку постарше можно давать игрушки, где есть функциональные части с разными кнопочками, ручками, на которые можно нажимать, поворачивать. Для детей старше полутора лет хороши мозаики, конструкторы, где можно проявить творческие способности. Все игрушки должны соответствовать возрасту малыша. Все время бодрствования ребенок должен быть чем-то занят. Хорошо, если он самостоятельно занимается с каким-то предметом и чувствует себя комфортно. Но если капризничает, родители должны найти альтернативу его времяпрепровождению.

— Расскажите, как родители могут помочь малышу освоить те или иные приемы?

— Родители должны разрешать ребенку делать самому то, что он может. Например, в возрасте четырех-пяти месяцев он уже может доползти до игрушки, пусть это делает сам. Если ребенок постарше может сам стать у диванчика, не нужно его хватать и ставить. Родители должны помогать ребенку развиваться, предугадывая, какой следующий навык ему надо помочь освоить. Малышу трех-четырех месяцев надо помогать переворачиваться, в шесть-семь месяцев – кратковременно присаживать, чтобы он учился садиться. Как только у ребёнка появляется желание, например, лечь на бочок, можно ему показать этот прием. Как только он становится на четвереньки, можно стимулировать к ползанию. В то же время учить переворачиваться малыша в один месяц нет смысла, сажать в четыре месяца — нельзя. Все должно соответствовать темпам его развития.

Читайте также:  Пеленать или одевать: что лучше для младенца

— Какие бы вы ещё дали советы по воспитанию, развитию малыша первого года жизни?

— Основа развития ребенка первого года жизни — эмоциональная связь с матерью. Поэтому главное – общаться с ребёнком, а не занимать его игрушками. Можно ему читать, петь, а можно просто разговаривать, комментировать ту жизнь, которая происходит вокруг.

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо: • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; • знать понятия «больше-меньше-поровну»; • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; • решать простые арифметические задачки; • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Возможные поводы для беспокойства

Зрение, слух, коммуникативные навыки

  • Малыш не смотрит в глаза, не следит взглядом за движущимися предметами; положение глаз не симметрично.
  • Ребенок не лепечет.
  • Не поворачивает голову на звук или голос.

Поведение

  • Малыш не проявляет радости или грусти, у него не бывает перемен настроения.
  • Проявляет слабую привязанность к значимому взрослому, например, не улыбается маме.
  • Ребенок утратил навыки, которые уже успел приобрести ранее.

Двигательная активность

  • Малыш не переворачивается.
  • Не может сесть или приподняться с вашей помощью.
  • Использует одну руку намного больше, чем другую.

Текст: Анна Демина01/13/20 Поделиться:

Продукты

Грудное молоко или детская молочная смесь. Продукты прикорма — каши (с добавлением сливочного масла), овощное пюре (с добавлением растительного масла), фруктовое пюре, мясное пюре, детское печенье, яичный желток, творог, фруктовый сок, рыбное пюре, кефир, пшеничный хлеб.

Публикации, советы и видеоматериалы на сайте носят информативный характер. Указанные нормы веса, роста, сна и объёма пищи, ориентировочные и зависят от физиологических особенностей развития ребенка. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.

Помощь в развитии: действия родителей

Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.

Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:

  • знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
  • для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
  • изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
  • работать с пластилином, глиной, красками.

Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.

Специальные занятия

Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.

Помощь в развитии: действия родителей

Для пополнения пассивного словарного запаса много разговаривайте с детьми, читайте им стихи, сказки, называйте окружающие предметы и т.д. Удовлетворяйте любопытство малыша, если он на что-то показывает пальцем, объясните значение этого предмета.

Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.

Развивающие игры

В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.

Читайте также:  Диета кормящей мамы при коликах у ребенка

Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:

  1. Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
  2. Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
  3. Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.

Книжки

В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.

Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.

Мультфильмы

Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.

Игрушки

Помощь в развитии: действия родителей

Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.

Рекомендуется использовать:

  • музыкальные и говорящие игрушки;
  • мягкие мячи;
  • кубики и пирамидки;
  • игрушки для игры в песочнице;
  • мягкие куклы или зверьки;
  • имитации предметов быта;
  • картонные книги;
  • игрушки, которые надо тянуть или толкать.

Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.

Ребенку нужны развивающие игрушки.

Питание ребёнка в два года и восемь месяцев

Меню ребёнка в два года восемь месяцев, даже если он плохо ест, должно включать в себя не менее четырёх приемов пищи в день. Один приём пищи должен состоять из нескольких продуктов. Например, на завтрак малыш получает кашу, чай и бутерброд, а на обед салат, суп, пюре и компот и т. д. Ужин можно «разгрузить», ограничившись одним блюдом и напитком.

Не забывайте вводить в рацион ребёнка в два года и восемь месяцев свежие (не обработанные теркой или блендером) фрукты и овощи. Детский организм научится без проблем перерабатывать твердую пищу. К тому же, малыш получит необходимые витамины в нужном объёме.

Во сколько ребенок начинает ходить: норма

После рождения развитие ребенка условно делится на этапы. Сначала кроха учится держать голову, затем переворачиваться на животик. Только после этого вы можете заметить первые попытки присесть, поползти и, наконец, встать и пойти. Во сколько ребенок начинает ходить самостоятельно? Определить точный временной промежуток нельзя. Но, как показывает практика, случается это ориентировочно в 11-12 месяцев.

На заметку! Некоторые детишки могут делать первые шаги ближе к 16 месяцам. И это нельзя считать отклонением либо нарушением в развитии.

Бытует мнение, что девочки начинают ходить намного раньше сверстников-мальчиков. В какой-то степени это действительно так. А во сколько начинают ходить девочки? Это может случиться в раннем возрасте – 7-8 месяцев. Но полноценной ходьбой это назвать нельзя.

Именно в этот период ребенок учиться самостоятельно сидеть. Он может делать первые попытки встать, но при этом постоянно опирается на какую-то опору. А вот уже в 9-10 месяцев девочка может делать шаги, но только с посторонней помощью.

Важно! Не нужно малыша заставлять подолгу ходить в раннем возрасте. Ускорять подобные процессы врачи-педиатры не рекомендуют. Ведь нужно, чтобы позвоночник и мышечный корсет крохи укрепились.

А во сколько начинают ходить мальчики? Как показывает жизненная практика, мальчишки не торопятся ходить, и это вовсе не из-за их лености. Первые шаги вы сможете увидеть примерно в 10-11 месяцев, а вот уже ближе к годовалому возрасту ваш карапуз попытается передвигаться самостоятельно без посторонней помощи и опоры.

Стоит отметить, что детки, которые имеют небольшой вес, начинают ходить чуть раньше, нежели крепыши. На возраст, с которого ребенок пойдет, влияют генетические факторы и темперамент. Если родители малыша начали ходить рано, то, скорее всего, и кроха будет повторять их путь. Немаловажную роль играет темперамент. Наиболее подвижные, активные малыши стремятся скорее разузнать все вокруг и познать этот мир, поэтому зачастую рано начинают ходить.