Возрастная психология кризиса 1 года у ребенка

Дети — это цветы жизни. Но что делать, если вчерашний приветливый и ласковый годовалый малыш превратился в неспокойного и капризного ребенка?

В 2–3 года вас ждет новый «сюрприз» — маленький человечек ощущает не только физическую, но и психологическую состоятельность. Он позиционирует себя как вольный, уже почти взрослый гражданин. Как себя ведет карапуз?

Подражает родителям («ходит на работу», заботится об игрушках, пытается готовить еду);

  • говорит предложениями;
  • высказывает свою точку зрения;
  • стремится к общению со взрослыми (в том числе и незнакомыми).

Если родитель пытается слишком активно повлиять на независимого ребенка, он реагирует негативно. И снова упрямство, скандалы, демонстративные падения на пол, скачки настроения. Как себя вести?

  • Смиритесь с тем, что ваше чадо растет, развивается и стремится к самостоятельности.
  • Выделите для ребенка уголок или комнату, где он станет полноправным владельцем.
  • Советуйтесь со своим чадом, позвольте ему принимать важные решения (например: что купить – бананы или яблоки, пойти гулять в парк или на площадку).
  • Позвольте малютке чему-нибудь вас научить (готовить кашу, мыть руки, застилать кровать).
  • Как можно чаще просите карапуза о помощи.

Важно: предоставьте маленькому человечку реальную свободу и возможность учиться на своих ошибках (там, где это возможно и безопасно).

В этом возрасте дети уже способны анализировать, сопоставлять, сравнивать и в дальнейшем использовать накопленный опыт.

С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Понятие кризиса года

Первостепенная задача ответственных родителей — помочь ребенку справиться с непростым периодом в его жизни, ведь отрезок времени в 1 год — серьезный этап. Поведение и привычки вашего малыша меняются, и иногда поведение может сопровождаться не просто капризами, а настоящими истериками. Все это — результат взросления карапуза. Такие кризисы повторятся в 3, 6, а потом и в 12-14 лет.

Годовалый малыш начинает делать первые шаги, произносит первые слова и активно изучает окружающий мир. А что же слышит в этот момент ребенок от родителей? Скорее всего заботливые мамы и папы, всячески пытаясь его уберечь от потенциальных угроз, говорят ему категоричное: «Не надо и нельзя!» На этой почве рождается конфликт «отцов и детей» — малышу не нравится тот факт, что пытаются ограничить его свободу.

Кризис первого года жизни — переломный момент в развитии крохи, который сопровождается определенными признаками и симптомами.

Почему возникает противоречия между родителями и ребенком? В первую очередь потому, что мальчик или девочка начинает ощущать себя полноценной личностью, но мама и папа продолжают относиться к нему как к маленькому крохе. Отсюда простой вывод — в 1 год ребенок переживает свой первый возрастной психологический кризис, причиной которому ощущение самостоятельности и понимание того, что теперь можно обойтись без мамы.

Совет. Не надо мешать вашему малышу, но стоит позаботиться о его безопасности. Именно сейчас он совершает свои первые шаги в социализации, и от того, какими они будут, зависит его успех в будущем.

Назовем несколько причин, которые, по мнению психологов, могут провоцировать кроху:

  • Большой объем новой информации, поступающий из окружающего мира и требующий переработки со стороны маленького ребенка.
  • Необходимость постоянного обучения — в этот период малыш активно узнает о том, как делать первые шаги и как складывать слоги в слова.
  • Внушительные физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
  • Понимание того, что теперь можно обойтись без мамы — постоянное желание вашего малыша уползти или уйти, которое все чаще обрывается запретом со стороны родителя.
  • Открытие нового мира и вещей для себя.
  • Отказ от грудного вскармливания, а это огромная психофизиологическая связь с мамой.
  • Невозможность вести диалог со взрослыми.
Читайте также:  Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Зачем нужен кризис лет?

Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Двухлетний кризис

Когда ребенок уже освоил новые навыки, научился в полной мер ими управлять, то наступает период, в который он захочет стать полностью самостоятельным. Малыш хочет сам решать когда он будет есть и спать, старается одеваться без посторонней помощи. Чаще всего от ребенка можно услышать слово нет.

Это обусловлено еще и тем, что ребенок начинает четко осознавать, что не только он и мама — это две разные личности. Малыш видит, что каждый человек ведет автономную жизнедеятельность. Тогда дети такого возраста стараются создать и для себя индивидуальный мир, но в силу возраста это не всегда у них хорошо получается. Отсюда и вытекают кризисные проявления. Частые истерики, отрицание, строптивость становятся первыми признаками двухлетнего кризиса у детей.

Раннее развитие ребенка дома: важных советов эксперта

Специалисты уверены, что раннее развитие играет очень важную роль в воспитании ребенка и его будущей жизни.

Каждому человеку 1 раз в жизни дается период, когда все знания и навыки даются совершенно легко и быстро, когда можно заложить любовь к процессу обучения и познания мира, к спорту. Этот возраст от 0-6 лет.

Именно в этот период времени активно формируются нейронные связи мозга. Активно развиваются все органы чувств, благодаря которым ребенку будет проще обучаться в школе. Важно помнить, что успешное и легкое обучение, которое приносит удовольствие и радость, возможно только при хорошем фундаменте, заложенном в первые 6 лет жизни.

  • О раннем развитии
  • Нужно активно тренировать ребенка с рождения (для этого существуют специальные упражнения), чтобы дальнейший процесс обучения был легким и приятным, а родители не мучились с вопросами плохой успеваемости в школе, нежеланием учиться, проблемами с поведением, здоровьем и так далее.
  • Чтобы ребенок развивался гармонично, важно не упускать ни одно из 5 основных направлениях всестороннего развития: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовно-нравственное.
Читайте также:  Как правильно заботиться о здоровье молочных зубов

Немаловажным моментом является и отработка базовых рефлексов. Если этого не сделать вовремя, следуют такие последствия, как:

  • проблемы с вниманием и концентрацией;
  • проблемы с организацией;
  • плохая координация тела;
  • трудности с чтением;
  • неряшливость при приёме пищи;
  • неуклюжесть;
  • медлительность при выполнении заданий;
  • сложность при письме, неграмотность, плохой почерк;
  • нарушение мелкой моторики;
  • плохо развитая речь;
  • укачивание в транспорте;
  • проблемы с поведением (агрессия или стеснение, импульсивность);
  • плохая осанка, скалиоз;
  • малый запас физических сил, бодрости;
  • неумение справляться с паническими реакциями и фобиями;
  • неумение контролировать свои реакции в стрессовых ситуациях;
  • неумение оказать себе и другим поддержку и помощь.

Что нужно успеть в раннем возрасте

Раннее развитие ребенка поможет достичь следующих результатов:

  • развить вестибулярный аппарат, мозжечек, все органы чувств, координацию;
  • сформировать нейронные связи мозга;
  • сформировать мотивацию к обучению и познанию мира;
  • привить любовь к спорту;
  • заложить фундамент для здоровья;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • выработать умение концентрироваться;
  • выработать самостоятельность;
  • развить коммуникабельность.

Чтобы развивать маленького ребенка, действуй в трех направлениях.

Развитие подвижности

Как можно чаще выкладывай новорожденного на животик (на ровную и твердую поверхность). Это укрепляет его мышцы спины, шеи, ручек и ножек, стимулирует ребенка поднимать головку. Готовит ребенка к следующему уровню развития – ползанью. Помогает перейти к осознанным движениям. Кроме того, это отличная профилактика коликам.

Как можно меньше держи ребенка в местах, ограничивающие подвижность: коляски, манежи, мягкие кровати.

Не закутывай малыша и не одевай на него много одежды. Это затрудняет его движение и затормаживает процесс развития.

Развитие мануальных навыков

Эти тренировки развивают внимание, воображение, мышление, все виды памяти, наблюдательность, речь, способности к изучению иностранных языков, улучшает координацию, улучшает снабжение мозга кислородом за счет увеличения объема грудной клетки ребенка, способствует созреванию мозга и достижению следующей стадии развития, ускоряет психофизическое развитие малыша, закладывает активную жизненную позицию.

Положи малыша на спину, подставите 2 своих больших пальца под его ладошки, остальной частью руки придерживайте ручки.

Как только он ухватится – медленно начинайте приподнимать (под спинку подложите подушку или что-то мягкое и обязательно страхуй его пальцы своей рукой, на случай, если он отпустит ручку). Через несколько секунд опусти. Делайте это упражнение от 10 раз в день.

Мы просили бабушек и дедушек, чтобы они выполняли это упражнение с внуками, когда приходят в гости. Таким образом они эффективно проводили с ними время и дети развивались.

Развитие баланса и вестибулярного аппарата (который находится рядом со всеми чувствами человека (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние).

Когда мы развиваем вестибулярный аппарат, автоматически развиваются все остальные органы чувств.

Он отвечает за: походку, легкость движения, координацию тела в пространстве, способности к разным видам спорта и физической деятельности и т.д. Активно развивается с 6-14 месяцев.

Развитие мозга в первые месяцы жизни резко ускоряется, если подвергнуть ребенка мягкой вестибулярной стимуляции, которая весьма приятна новорожденным.

Существует 15 основных упражнений на развитие баланса у новорожденных. Начать можно с легкого кружения вокруг своей оси с новорожденным на руках, качания в гамачке, танцев мамы с малышом на руках, плавных и медленных движений вниз и вверх, катаний на мате (или большой подушке) вперед-назад и влево вправо.

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.