Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

Этот текст написал читатель Т⁠—⁠Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.

Этапы развития зрительной системы

Особенно важный этап развития зрительной системы человека — это внутриутробное формирование. На данном этапе, при воздействии повреждающих факторов нередки катастрофические последствия для глаз.

Следующий этап охватывает временной промежуток от рождения ребенка до 1 года. Он характеризуется активным развитием участков коры головного мозга, которые анализируют информацию об окружающей действительности — заполняется хранилище зрительных образов.

При рождении, ребенок воспринимает только свет – его наличие или отсутствие. Однако затем, как из тумана, перед ним начинают проявляться объекты окружающего мира. Вначале, младенец способен фиксировать взгляд лишь на крупных объектах (в первый месяц), после у него начинает получаться отслеживать их передвижение в пространстве (3-4 месяца). В 6 месяцев его острота зрения позволяет уже наблюдать за небольшими объектами, узнавать знакомые лица, хватать и бросать свои игрушки, познавая трехмерное пространство.

Годовалый малыш способен собирать мелкие предметы на полу, активно интересоваться яркими игрушками. Зрительные стимулы, заставляют его стремиться к интересным удаленным объектам, пытаться встать на ноги, делать первые шаги. Взрослого уровня, зрение ребенка достигает лишь к 6 или 7 годам (по контрольным таблицам, он называет 10-ю строчку).

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Развитие мозга младенца

Мозг младенца – невероятное чудо! Поняв, что он из себя представляет,  каким потенциалом обладает, как формируется  и развивается, вы сможете   способствовать становлению  интеллекта ребенка с первых дней его жизни…

Итак,  что важно знать:

  • жизненно необходимые нейронные связи человеческого мозга, основа мышления и обучения, формируются в основном в первые три года жизни. В этот период мозг развивается невероятно быстро, накапливая  и сохраняя информацию, полученную благодаря органам чувств. Таким образом, уровень умственных способностей  малыша будет пропорционален количеству получаемой им визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной и вкусовой информации. Упущенные же возможности, предоставленные этим периодом, потом будет сложно  наверстать,  поэтому старайтесь  максимально эффективно и грамотно воспользоваться  отведенным  малышу «золотым» временем.
  • мозг детей устроен так, что они  бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, запоминая  и хорошее, и плохое. Вот почему главной задачей родителей становится создание доброжелательного эмоционального фона в семье, проявление любви к младенцу, тесное взаимодействие с ним, своевременное удовлетворение  его физиологических потребностей…
  • оборотной стороной пластичности детского мозга является его высокая  уязвимость для травм. Сильные негативные впечатления или потрясения, длительные и непредсказуемые стрессы способны оказывать на него буквально разрушительное воздействие… Так, у  детей, находящихся в состоянии хронического стресса, переживших в раннем детстве психологическую травму, либо жестокое или грубое обращение:
  1. количество зон в коре головного мозга, отвечающих за эмоции, включая привязанность, на 20–30 процентов меньше, чем у детей, живущих в благоприятных условиях;
  2. в крови повышается уровень кортизола (гормона стресса), усиливающего деятельность долей мозга, контролирующих настороженность и агрессию,  провоцирующего  проявление тревожности, гиперактивности, повышенную  импульсивность, неспособность к самоконтролю, расстройство внимания… В будущем таким детям, как правило, тяжело учиться в школе, выстраивать отношения с другими людьми…
  3. возможно  появление различных заболеваний  десятилетия спустя, даже если ваши повзрослевшие дети будут вести здоровый образ жизни.

Дополнительно о  нервной системе  ребенка до года можно прочитать здесь.

Об исследованиях когнитивного развития младенцев здесь.

О том, как рождается интеллект здесь.

О влиянии родительской любви на формирование мозга ребенка здесь.

Не сравнивайте с соседским

— С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в сроки по развитию? Что делать родителям, куда обращаться?

Читайте также:  Детское ночное недержание: как помочь ребенку

— Причин этому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребенок в шесть месяцев должен сесть. Нет, ребенок должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребенка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли развитие ребенка в нормативы. Во-вторых, причина может быть в заболеваниях центральной нервной системы. Иногда к задержке развития приводят заболевания внутренних органов. Если у ребенка есть, например, проблемы с легкими, сердцем, он в силу непереносимости физических нагрузок также будет отставать в развитии.

— В целом, как высчитаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?

Статья по теме «Коронавирус малышей бережет». Педиатр – о недугах новорожденных

— Современные малыши имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-из отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Дети получают более правильное питание, поэтому нутритивный статус (комплекс клинических, антропометрических и лабораторных показателей, характеризующих количественное соотношение мышечной и жировой массы тела пациента – ред.) у них лучше по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого все делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но пользование планшетом – это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.

Не сравнивайте с соседским

— Помогают ли так называемые развивающие игрушки?

— Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой, либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане его развития это будет абсолютно равнозначные вещи. Ребенок все повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познает мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.

— Что можно еще сделать полезное для развития малыша из подручных материалов?

— Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребенку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить ее хорошо – получится интересная погремушка. А можно дать ребёнку переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребенку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.

«Главное – желание стать мамой». Родители и эксперты об усыновлении детей Подробнее

А есть ли нормы развития ребенка?

Речь у всех развивается по-разному. Некоторые детски уде в год произносят 10-15 слов. При этом отсутствие речи в год – абсолютная норма. До двух лет не стоит беспокоиться. Главное, чтобы ребенок понимал речь, реагировал на нее, использовал жесты.

Физическое развитие

Физическое развитие также индивидуально. Ребенок может сесть в промежутке 6-9 месяцев (в среднем — в 7), поползти в 5-8.

Есть малыши, которые пропускают этап ползания и начинают ходить в 8-9 месяцев. Поскольку опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, этап ползания пропускать нежелательно. Иногда родители сами мотивируют ребенка именно ходить, водят его, держа за ручки, приобретают ходунки, прыгунки.

Как замотивировать малыша поползти?

  • Ползайте вместе с ним.

  • Кладите игрушки на небольшом расстоянии, чтобы он смог до нее дотянуться, продвинувшись вперед.

  • Делайте оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы, включайте упражнения по имитации ползания, сгибайте-разгибайте колени, разводите их в стороны, подставляйте ладони в качестве опоры, чтобы малыш отталкивался. Также можно практиковать использование валика (кладите под живот и перекатывайте кроху, приподняв ноги), хождение на ручках (приподнимите ножки, чтобы малыш начал «переступать» ручками).

  • Делайте такие упражнения по 15 минут пару раз в день, и малыш обязательно научится ползать.

Ходить дети также начинают в разное время:

Активные и подвижные дети начинают ходить в 8–11 месяцев.

Большая часть детей делает первые шаги примерно в год.

Осторожные и опасливые детки, либо детки с мышечным тонусом начинают ходить в 14-18 месяцев.

Вот такие все малыши разные и уникальные! Календарь развития ребенка по месяцам важен, но нормы условны. Если у вас есть сомнения и вопросы, обязательно обращайтесь к специалистам! Здоровья Вашим деткам и полноценного развития!

Коляска

Незаменимая вещь, нужно только выбрать самую удобную для вас. Пока ребенок не умеет сидеть — месяцев до 6, нужна люлька. Ее размер не имеет большого значения, куда важнее удобный жесткий матрас и изоляция от шума, ветра и света.

Если собираетесь возить коляску в машине, то обязательно посмотрите, насколько компактно она складывается. Учитывайте амортизацию колес в зависимости от качества покрытия дорог, по которым вы планируете гулять. Например, зимой с жесткими колесами может быть тяжело.

Бывают коляски 2 в 1 или даже 3 в 1, где на одну базу ставят люльку и прогулочный блок. Такую можно купить от 13 706 Р. У колясок-трансформеров люлька и вовсе превращается в прогулочный блок, стоимость — от 7089 Р на «Яндекс-маркете». Если планируете часто передвигаться с коляской, то советую присмотреться к удобным облегченным моделям, которые складываются в книжку или трость. Стоимость такого варианта начинается с 998 Р.

Читайте также:  Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

7-месяцев

Большими навыками, которые появляются в этот период, являются: самостоятельное вставание у опоры, длительное ползание, вставание на колени, а также запоминание окружающих предметов.

Это время «кишечных инфекций», так как ваше чадо начинает есть не только грудное молоко или специальную смесь, но и другую еду, вводимую родителями в его рацион. А также начинает подбирать с пола все, что найдет. Это могут быть ваши тапочки, игрушки, щеки, веники, совки и т.д.

Совет! В данном возрасте он пробует на вкус все, что видит, поэтому нужно следить за постоянной гигиеной помещения. Желательно делать влажную уборку каждое утро или через день. Следите также за чистотой игрушек. В это время лучше убрать все «мягкие» игрушки и оставить те, которые легко помыть с мылом или протереть влажной салфеткой.

Что умеет:

  • с уверенностью сидит;
  • перебирает ногами при «ходьбе», когда мама его поддерживает под мышки;
  • пьет из кружки;
  • сам встает у опоры;
  • играет со взрослыми, улыбается, гулит и проводит ассоциативный ряд, например, подражает звукам животных;
  • бросает игрушки, стучит ими, ломает и всячески изучает;
  • понимает слово «нет» или «нельзя».

Он пытается карабкаться, ползает, встает и перебираться на небольшие возвышения. Именно поэтому нужно постоянно следить за тем, что делает карапуз.

Ребенок в это время активно играет, проявляет любознательность к сверстникам(хотя это индивидуально, и зависит от характера), начинает «жадничать» и тянуть игрушки к себе.

Делает осознанные и точные движения: надевает кольца на пирамидки, закрывает баночки крышками и т.д. Может даже пытаться танцевать под музыку и притопывать, стоя у опоры.

Что умеет в промежуток с 8 до 10:

  • садится из положения стоя;
  • очень быстро ползает;
  • хлопает в ладошки;
  • встает у опоры, танцует;
  • копирует мимику взрослых, может наморщить лицо и захихикать;
  • кладет предметы один в другой;
  • перетаскивает с места на место игрушки;
  • знает части своего лица или тела (это зависит от обучения взрослых);

Одиннадцатый и двенадцатый шаги практически слиты друг с другом. Ребеночек уже как бы «взрослый», так он умеет выполнять все двигательные навыки сформировавшегося человека. Однако, именно в этот период формируется основной навык – умение ходить.

Чему учить ребенка в год? Конечно же умению держать равновесие при ходьбе, а также пытаться повторять за взрослыми различные движения. Малыш в этом возрасте достаточно окреп для того, чтобы учить его держаться ручками и подтягиваться на поручнях, преодолеть лестничные пролеты, а также научиться бегать.

на первый план выходят

Карапуз знает все предметы, показывает их пальцев и пытается назвать. Сам пьет из кружки, пытается сам есть и правильно держать ложку. Ходит на улице за ручку и запоминает произошедшие события.

Непоседливое чадо можно задействовать в любое занятие взрослого. Даже если мама чистит морковь к варившемуся супу, карапуз в это время может ей приносить овощи.

Если мама моет полы, то непоседа с готовностью держит швабру и даже сам пытается «помыть» пол. Это важно не для того, чтобы сразу в детстве «запрячь» маленького человека в бытовое рабство. Такое воспитание помогает вырастить деятельного и не ленивого, который с готовностью будет включаться в любое начатое дело.

Беременность после лет

Большое количество женщин 35+ благополучно рожают здоровых детей.

Однако согласно научной статистике, осложнения при поздней беременности возникают чаще. Это происходит потому, что к этому возрасту организм, как правило, уже накопил токсины и хронические заболевания, а его восстановительные возможности стали хуже. Чем старше родители (это касается обоих полов), тем выше вероятность передачи наследственных заболеваний и синдрома Дауна.

Ближе к 40 годам возникают проблемы с самостоятельными родами, так как мышечная сила и эластичность тканей к этому времени у женщины падает. Причем это не имеет никакого отношения к натренированности – спортсменки имеют те же проблемы. Конечно, это касается именно первых родов – вторые, а тем более третьи, проходят гораздо легче.

Рекомендации для женщин, решивших родить первенца после 35 лет:

  1. В этом возрасте риск сахарного диабета существенно выше, поэтому в период планирования беременности и с ее первых дней, нужно переходить на белково-овощной рацион. Сахар и все простые углеводы свести к минимуму.
  2. Прием фолиевой кислоты за 3 месяца до планируемого зачатия и 1 месяц после наступления беременности обязателен.
  3. Частое УЗИ, чтобы можно было распознать развития внутриутробных патологий на самой ранней стадии. Только ультразвук может отследить недостаточность плаценты, начало маловодия или отсутствие развития плода.
  4. Обязательная консультация у генетика.
  5. Скрупулезное обследование состояния организма до наступления беременности и на всем ее протяжении.

Если выполнять все эти правила, риски позднего материнства значительно снижаются.

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Читайте также:  Как вырастить из девочки настоящую женщину

Дети действительно взрослеют очень быстро.

Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек.

Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Как растет ваш ребенок

Младенцы становятся сильнее с каждым днем в это время ​​и узнают больше о мире вокруг них. Он все еще не может видеть очень далеко, но, вероятно, он будет очарован, когда вы приблизите свое лицо к его. Теперь его слух полностью развит, хотя, естественно, пройдет некоторое время, прежде чем он поймет все шумы в своем мире.

Одно действительно захватывающее изменение – то, что Ваш ребенок, вероятно, начинает “говорить” . У новорожденного или у грудничка с первым месяцем жизни может проскальзывать такой звук, как булькание, ворчание и жужжание, чтобы выразить свои чувства. Попробуй ворковать и булькать в ответ ребенку в первый месяц. Держите ее ближе к себе и говорите с ней лицом к лицу, чтобы она могла видеть ваши выражения. Хотя она не может видеть очень далеко, ей понравится слышать твой голос через всю комнату, поэтому продолжай говорить, когда ты опускаешь ее и уходишь.